город Иркутск |
|
31 августа 2018 г. |
Дело N А78-7566/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" - Красильниковой А.В. (доверенность N А/15-18/04 от 11.01.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Ангара" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по делу N А78-7566/2017 Арбитражного суда Забайкальского края (суд первой инстанции - Сталичнова М.В.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Макарцев А.В., Корзова Н.А.),
установил:
акционерное общество "Авиакомпания "Ангара" (ОГРН 1053811073579, ИНН 3811089799, г. Иркутск, далее - АО "Авиакомпания "Ангара", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, г. Чита, далее - Министерство), а также Правительства Забайкальского края (далее - Правительство ЗК) с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации требованиями о взыскании 5 720 041 рубля 90 копеек субсидии по договору на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях N 08/2015-2615 от 12.11.2015 (далее - договор), 441 329 рублей 78 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2016 по 15.05.2017 с указанием на последующее начисление процентов по день фактической оплаты субсидии из расчета ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации; к Забайкальскому краю в лице Правительства ЗК - с требованием о взыскании 1 569 607 рублей 54 копеек убытков, составивших налог на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму субсидий за 2016 год.
В процессе рассмотрения дела требование истца о взыскании с Забайкальского края в лице Правительства ЗК 1 569 607 рублей 54 копеек убытков выделено в отдельное производство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, г. Чита, далее - Минфин ЗК), Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977, г. Чита, далее - Региональная служба по тарифам).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требования о взыскании с Забайкальского края в лице Министерства за счет казны в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами, по делу принят новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении указанного требования отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, АО "Авиакомпания "Ангара" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в рамках настоящего дела производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средства из бюджета, не является получателем бюджетных средств в том смысле, который заложен в указанный термин в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации; кроме того, судом не учтено, что отношения между Министерством и обществом возникли на основании договора, пунктом 5.3 которого предусмотрено, что стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
Выводы судов в части обоснованности взыскания 5 720 041 рубля 90 копеек субсидии по договору на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях N 08/2015-2615 от 12.11.2015 в размере 5 720 041 рубля 90 копеек заявителем не оспариваются.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и Минфин ЗК указывают на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания и путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения жалобы на портале сайта www.kad.arbitr.ru), ответчик и третьи лица своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
28.08.2018 в судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам конкурса на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края общество (перевозчик) и Министерство (заказчик) заключили договор на осуществление пассажирских перевозок на местных авиалиниях в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Забайкальского края в редакции протокола разногласий от 18.11.2015 и дополнительного соглашения от 19.02.2016.
В соответствии с условиями договора заказчик поручил, а перевозчик обязался в 2016 году обеспечивать организацию перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях в межмуниципальном сообщении на территории Забайкальского края по социально значимому маршруту Чита-Чара-Чита по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам (пункты 4.1, 8.1 договора).
Со своей стороны заказчик обязался предоставить перевозчику субсидию в целях возмещения затрат, возникающих при выполнении социально значимых перевозок пассажиров воздушным транспортом за счет средств бюджета Забайкальского края (пункт 2.2 договора), ежемесячно выплачивать субсидии в порядке, установленном постановлением Правительства Забайкальского края от 18.04.2014 N 214 (пункт 2.3 договора).
Неоплата ответчиком субсидии в размере 5 720 041 рубля 90 копеек послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта неисполнения ответчиком денежного обязательства, предусмотренного договором, а также из возможности начисления процентов на сумму неоплаченной субсидии в связи с тем, что указанный договор не мог породить между сторонами бюджетных правоотношений.
Отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, апелляционный суд сослался на то, что правоотношения, связанные с перечислением денежных средств во исполнение установленного порядка предоставления компенсаций для возмещения потерь перевозчикам при перевозке пассажиров на территории Забайкальского края не являются гражданско-правовыми, а относятся к бюджетным.
Судебные акты приняты со ссылкой на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона Забайкальского края от 16.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края" (далее - Закон Забайкальского края N 312-ЗЗК), постановления Правительства Забайкальского края от 18.04.2014 N 2014 "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, выполняющим социально значимые перевозки водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении" (далее - постановление Правительства ЗК N 2014).
Суд округа считает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Механизм предоставления государственной поддержки деятельности перевозчиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих перевозки воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении, в форме субсидий за счет бюджета края на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат или недополученных доходов при перевозке пассажиров, зарегистрированных на территории Забайкальского края, установлен постановлением Правительства ЗК N 2014.
Названное постановление принято во исполнение Закона Забайкальского края N 312-ЗЗК для реализации государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории Забайкальского края, организации регулярных пассажирских перевозок на основании соответствующих договоров, заключаемых перевозчиками и уполномоченным органом Забайкальского края по результатам конкурса на осуществление пассажирских перевозок (статьи 4, 7, 12, 14).
Как установлено судами, спорный договор между сторонами заключен во исполнение принятого на территории Забайкальского края порядка предоставления и распределения субсидий перевозчикам, осуществляющим перевозчики на территории субъекта.
Статьями 6, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата суммы субсидии юридическим лицам, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, составляет предмет бюджетного обязательства.
При этом необходимость заключения для этого договора с соответствующими юридическими или физическими лицами прямо предусмотрена в статье 78 Кодекса и не меняет правовую природу бюджетных правоотношений.
Поскольку посредством заключения соглашений о предоставлении субсидий перевозчикам публичное образование исполняет свои обязательства, а Министерство в данных правоотношениях не выступает в качестве самостоятельного субъекта права, реализующего свой интерес, то в настоящем деле правоотношения сторон правильно квалифицированы судом как бюджетные.
С учетом того, что спорные правоотношения по предоставлению субсидий возникли из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность начисления процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена, является обоснованным вывод апелляционного суда об отсутствии оснований для взыскания с Министерства процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года по делу N А78-7566/2017 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.