город Иркутск |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А10-780/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Сонина А. А., Юшкарёва И. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
с участием Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи (судья Марактаева И. Г., секретарь судебного заседания Борисова Ю. А.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" - Федоренко Е. А. (доверенность от 10.01.2017); публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиала "Бурятэнерго") - Ербахаева С. А. (доверенность от 21.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июля 2016 года по делу N А10-780/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кушнарева Н. П., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е. В., Никифорюк Е. О., Ячменев Г. Г.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (филиал "Бурятэнерго") (ОГРН: 1052460054327; ИНН: 2460069527;
г. Красноярск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 21.01.2016 N 781-ПР.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2016 года, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения пунктов 17, 36, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354); несогласия с выводами судов, а также неучета судами разъяснений, изложенных в письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19; просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество соглашается с выводами судов, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 января 2017 года в связи с наличием обстоятельства, предусмотренного статьёй 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 3.14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 48 "О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", произведена замена судьи Чупрова А. И., председательствующего в составе судей, рассматривающих вышеупомянутую кассационную жалобу, на судью Кадникову Л. А.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Управления и общества поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.11.2015 в Управление поступило заявление жителя многоквартирного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Жуковского, 2 (далее - многоквартирный дом) о нарушениях со стороны общества при начислении платы на общедомовые нужды.
На основании указанного обращения Управлением в отношении общества проведена проверка, в ходе которой выявлены и в акте от 21.01.2016 отражены нарушения пункта 48 Правил N 354, выразившиеся в превышении распределяемых между потребителями многоквартирного дома объемов электрической энергии на общедомовые нужды за период с 01.09.2013 по 31.05.2014, рассчитанных исходя из установленных нормативов.
Обществу выдано предписание от 21.01.2016 об устранении названных нарушений путём перерасчета платы за электрическую энергию на общедомовые нужды согласно утвержденным нормативам и уточненным данным по площадям общего имущества (лестничных клеток) многоквартирного дома за период с 01.09.2013 по 31.05.2014.
Управление потребовало пересчитать плату за электрическую энергию на общедомовые нужды, включив в общую площадь общего имущества в многоквартирном доме только площадь лестничных клеток.
Не согласившись с данным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение о признании предписания недействительным (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Удовлетворяя требование общества о признании предписания Управления от 21.01.2016 недействительным, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Обжалуемое предписание выдано муниципальным жилищным инспектором в отношении муниципального жилищного фонда с целью устранения нарушений обязательных требований при содержании общего имущества в многоквартирном доме
Принадлежность ряда квартир к муниципальному жилищному фонду подтверждена администрацией г. Улан-Удэ.
Статьей 153 Жилищного кодекса установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды регулируется Правилами N 354.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В проверяемый период с 01.09.2013 по 31.05.2014 многоквартирный дом не был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии.
Пунктом 48 Правил N 354 определено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил, определяется по формуле 10: Pi одн = Vi одн x T кр.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15: Vi одн.5 = Nодн x Sои x Si / Sоб, где, в частности, S ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Исходя из положений статьи 36 Жилищного кодекса об общем имуществе многоквартирного дома, показателя S ои в формуле 15, суды пришли к верным выводам о том, что в показатель S ои - общая площадь помещений (формула 15), входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит включению не только площадь лестничных клеткок, но и площади чердаков, технических подвалов и т.д.
Пунктом 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 исключение при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, сделано только для холодного водоснабжения на общедомовые нужды.
При расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01.09.2013 по 31.05.2014 общество включало площади не только лестничных клеток, но и иных объектов, входящих в общее имущество многоквартирного жилого дома, согласно статье 36 Жилищного кодекса и пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что не противоречит пунктам 10 и 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 и пункту 48 Правил N 354.
Толкование заявителем разъяснений Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 противоречит вышеприведенным нормам права, а также ставит лиц, проживающих в домах, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, в преимущественное положение по сравнению с жильцами, проживающими в домах, где установлены приборы такого учета, поскольку они, как верно признали суды, рассчитывая плату за общедомовые нужды, руководствуются указанными выше правилами и формулами, где в расчет включаются площади всего общего имущества жильцов дома.
Доводы о том, что площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме следует исчислять на основе данных технического паспорта, не имеют правового значения для данного дела, поскольку в предписании не идет речь о конкретных площадях.
Иные доводы кассационной жалобы также подлежат отклонению, как направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июля 2016 года по делу N А10-780/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л. А. Кадникова |
Судьи |
А. А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.