город Иркутск |
|
3 марта 2017 г. |
Дело N А74-11799/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 июля 2016 года по делу N А74-11799/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019; далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Электротехнические работы" (ИНН 1905000337, ОГРН 1021900757790; далее - общество, налогоплательщик), о взыскании 119 937 рублей 37 копеек недоимки по налогу, пеней, штрафов.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из кассационной жалобы, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки исходил из поступившей из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Республике Хакасия информации о кадастровой стоимости принадлежащих обществу спорных земельных участков, внесенной в кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2013. При этом в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:05:010112:52 инспекцией также учтен факт принятия решения об исправлении кадастровой ошибки установления кадастровой стоимости, исходя из вида разрешенного пользования. По земельному участку с кадастровым номером 19:05:010111:69 обществом не представлены какие-либо документы, свидетельствующие об изменении его кадастровой стоимости. Вывод судов двух инстанций об определении даты, по состоянию на которую определяется налоговая база - кадастровая стоимость, в рассматриваемой ситуации является ошибочным и противоречит позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796.
Общество отзыв на кассационную жалобу инспекции не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Налогоплательщиком в инспекцию 28.01.2014 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой исчислен налог по семи земельным участкам, в том числе, по двум спорным земельным участкам с кадастровым номером 19:05:010112:52 в сумме 14 869 рублей, исходя из кадастровой стоимости 1 081 331 рубль, и по участку с кадастровым номером 19:05:010111:69 в сумме 40 059 рублей, исходя из кадастровой стоимости 2 670 586 рублей.
Согласно ответу на запрос инспекции Управления Росреестра по Республике Хакасия от 16.05.2014 N 08468 кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составляла 7 874 231 рубль 76 копеек и 4 160 568 рублей 44 копейки соответственно.
Общество представило возражения на акт камеральной проверки, в которых сослалось на факт пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:05:010112:52. К возражениям общество приложило решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия (далее - кадастровая палата) от 06.06.2013 N 19/13-22850, а также решение от 17.06.2013 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 N П/0319/12 в Республике Хакасия при Управлении Росреестра по Республике Хакасия (далее - комиссия).
Согласно решению кадастровой палаты от 06.06.2013 исправлена техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 19:05:010112:52 и установлено разрешенное использование земельного участка - для размещения и эксплуатации котельной, овчинного цеха, административного помещения и склада химикатов.
По решению комиссии от 17.06.2013 N 1, принятому на основании заявления руководителя общества от 30.05.2013, пересмотрены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 19:05:010112:52 с учетом его фактического использования - для размещения и эксплуатации котельной, овчинного цеха, административного помещения и склада химикатов, участок отнесен к девятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Комиссия установила, что в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Хакасия указанный земельный участок ошибочно оценен по седьмой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Налоговым органом с учетом возражений общества и содержания приведенных решений произведен перерасчет земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 19:05:010112:52 - за период с июня по декабрь 2013 года налог рассчитан по уточненной кадастровой стоимости; по земельному участку с кадастровым номером 19:05:010111:69 земельный налог рассчитан по данным Управления Росреестра по Республике Хакасия.
Инспекцией вынесено решение от 11.07.2014 N 25837 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 27.10.2014 N 25837.
Требованием налогового органа от 10.11.2014 N 1374 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов обществу предложено в срок до 03.12.2014 уплатить недоимку по земельному налогу в размере 97 301 рубль, пени по налогу в размере 3180 рублей 37 копеек, штраф в размере 19 460 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20.03.2015 по делу N А74-8373/2014, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.07.2015, в удовлетворении требований общества о признании незаконным решения налогового органа от 11.07.2014 N 25837 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказано, с момента вступления в законную силу указанного решения отменены обеспечительные меры, принятые определением суда первой инстанции от 05.12.2014.
Неуплата обществом земельного налога в размере 97 297 рублей (с учетом имеющейся переплаты в размере 4 рубля), пеней по налогу в размере 3180 рублей 37 копеек, штрафа в размере 19 460 рублей послужила основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд Республики Хакасия с соответствующим заявлением в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных инспекцией требований, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что обществом не допущено занижения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законным и обоснованным, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 5 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 упомянутой статьи (пункт 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных названной нормой.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия (далее - постановление N 171). В соответствии с пунктом 4 постановление N 171 вступило в силу с 01.01.2013.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по участку с кадастровым номером 19:05:010112:52 в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости внесены с 06.06.2013.
Общество продекларировал земельный налог с учетом новой кадастровой стоимости за весь 2013 год.
В решении от 11.07.2014 N 25837 земельный налог за 2013 год рассчитан налоговым органом с учетом новой кадастровой стоимости с июня 2013 года, в связи с чем налогоплательщику доначислен налог за первое полугодие 2013 года от старой кадастровой стоимости земельного участка, а также соответствующие пени и штраф.
По участку с кадастровым номером 19:05:010111:69 обществом применен удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего вида разрешенного использования, утвержденный по состоянию на 01.01.2013 постановлением N 171.
Судами установлено, что согласно имеющимся в деле документам (постановлению Администрации муниципального образования Аскизский сельский совет от 21.07.1999 N 140, от 05.10.2006 N 1272п, от 08.05.2013 N 85, договору купли-продажи земельного участка, справке Аскизского сельсовета о фактическом использовании земельного участка, кадастровому плану земельного участка, кадастровому паспорту, информации органа кадастрового учета, бухгалтерским справкам, кадастровым справкам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:05:010111:69 по состоянию на 01.01.2013 составляла 2 670 586 рублей 14 копеек, в соответствии с действительным видом разрешенного использования (для производственных нужд), однако не была своевременно внесена в государственный кадастр недвижимости.
Представленные в материалы дела документы подтверждают, что пересмотр кадастровой стоимости спорных земельных участков фактически является уточнением их действительной кадастровой стоимости с учетом действовавшего как в 2013 году, так и в предыдущие периоды вида их разрешенного использования.
Следовательно, в решении инспекции от 11.07.2014 N 25837 земельный налог за 2013 год, пени за его несвоевременную уплату и штрафные санкции рассчитаны налоговым органом с учетом кадастровой стоимости земельных участков, которая установлена по состоянию на 01.01.2013, однако фактически является завышенной в связи с ошибочным отнесением земельных участков к иным видам разрешенного использования, нежели действующие.
Кадастровая стоимость, примененная налогоплательщиком, установлена с применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного по состоянию на 01.01.2013, то есть в соответствии с правилами статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся противоречивые сведения в отношении спорных земельных участков, которые фактически не подтверждают кадастровую стоимость участков по состоянию на 01.01.2013, использованную налоговым органом в расчетах.
Между тем обстоятельства невнесения либо несвоевременного внесения информации в государственный кадастр не являются законным основанием для несения обществом дополнительных затрат по уплате налога, поскольку сумма налога должна соответствовать действительной обязанности налогоплательщика, для чего должна быть рассчитана от достоверно установленной налоговой базы.
Ссылка инспекции на судебные акты по делу N А74-8373/2014 обоснованно отклонена судами, поскольку согласно правовому подходу, изложенному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796 по делу N А74-7301/2014, от 14.04.2016 N 302-КГ15-17096 по делу N А74-6649/2014, взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы, либо к нарушению публичных интересов при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы.
Исходя из изложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований инспекции.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 июля 2016 года по делу N А74-11799/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.