город Иркутск |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А69-2717/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Маады Л.К.-Б., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Монгуш С.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Кыргыс А.В. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 14 октября 2016 года по делу N А69-2717/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Хайдып Н.М., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
акционерное общество "Тываэнерго" (ОГРН 1021700509566, ИНН 1701029232, г. Кызыл; далее - АО "Тываэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) от 29.07.2016 по делу об административном правонарушении N А31-9.15/16.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Тывинское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), нарушения статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод судов о недоказанности наличия в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения ввиду неполного осмотра антимонопольным органом всех страниц (вкладок) Интернет-сайта общества; указывает на то, что Тывинским УФАС России полностью и последовательно осмотрен раздел "Клиентам" сайта АО "Тываэнерго" и все активные вкладки данного раздела были раскрыты и зафиксированы в виде скриншотов экрана компьютера и являются приложениями к акту осмотра от 29.04.2016; дополнительные пояснения общества неправомерно приняты судами во внимание, поскольку гиперссылки на ресурсы в этих пояснениях не совпадают с представленными обществом 01.06.2016 в антимонопольный орган; вывод судов о том, что вкладка "Технологическое присоединение" раздела "Клиентам" не осмотрена, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Тыва.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). АО "Тываэнерго своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Тывинского УФАС России в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Тывинским УФАС России 29.04.2016 в рамках осуществления полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, проведен осмотр Интернет-сайта АО "Тываэнерго" (http://www.tuvaenergo.ru/). Предметом осмотра явилась информация, размещенная на Интернет-сайте АО "Тываэнерго", за отчетный период - 2015 год.
В ходе осмотра антимонопольным органом выявлено отсутствие в нарушение подпункта "б", подпункта "е(2) пункта 11 Стандартов раскрытия информации на сайте АО "Тываэнерго" опубликованной следующей информации за указанный период:
- о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
- о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
- о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
- о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причины аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятиях по их устранению;
- об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении.
Результаты проверки отражены в акте осмотра Интернет-сайта от 29.04.2016 N 4-651.
По факту отсутствия информации, подлежащей раскрытию на официальном сайте АО "Тываэнерго" в сети "Интернет" антимонопольным органом 02.06.2016 в отношении общества составлен протокол N А31-9.15/16 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Тывинского УФАС России от 29.07.2016 N А31-9.15/16 АО "Тываэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Судами установлено, что АО "Тываэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Стандартами раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом (пункты 1, 2 Стандартов).
Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается, в том числе путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий (пункт 3 Стандартов раскрытия информации).
Пунктом 11 Стандартов раскрытия информации предусмотрен перечень информации, подлежащей раскрытию сетевой организацией.
Суды двух инстанций, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к мотивированному выводу о том, что Тывинским УФАС России не доказан в действиях общества состав вменяемого ему административного правонарушения.
Проанализировав пояснения общества относительно размещения необходимой информации на его Интернет-сайте, представленные в антимонопольный орган и в суд первой инстанции, суды, установили, что вся необходимая информация была размещена обществом на его официальном сайте, а именно:
- сведения о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях, сведения о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости, сведения о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения, содержатся в разделе Клиентам / Потери электроэнергии http:tuvaenergo.ru/clients/lost.php; дата публикации 25.02.2016;
- сведения о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причины аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и о мероприятиях по их устранению за 2015 год представлены в виде сводной таблицы, доступны по ссылке http://www.tuvaenergo.ru/clients/ attach/svdta2015.xls, которая находится в разделе Сведения о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причины аварий и мероприятия по их устранению (http:tuvaenergo.ru/about/avariynost.php). Ссылка на раздел находится в разделе "Раскрытие информации"; дата публикации 29.02.2016;
- сведения об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение содержатся в разделе Клиентам / Технологическое присоединение / Порядок выполнения мероприятий, связанных с присоединением к сети (http://www.tuvaenergo.ru/clients/attach/Protcedura%20tekhnologicheskogo% 20prisoedineniia.pdf); дата публикации 09.02.2016.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Антимонопольный орган, вопреки доводам кассационной жалобы, содержание вкладок "Потери электроэнергии" и "Технологическое присоединение"/ "Порядок выполнения мероприятий, связанных с присоединением к сети" раздела "Клиентам" на предмет наличия необходимой информации не проверял; возражения общества с указанием расположения на сайте требуемой информации, представленные в антимонопольный орган в ходе производства делу об административном правонарушении, не оценил. Между тем, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, наличие соответствующей информации, в том числе сведений и разделов, в которых такая информация находится, подтверждается полученными Тывинским УФАС России в ходе производства по административному делу доказательствами.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, в связи с чем суды обоснованно признании оспариваемое постановление от 29.07.2016 по делу об административном правонарушении N А31-9.15/16 незаконным и подлежащим отмене.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, по существу направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 14 октября 2016 года по делу N А69-2717/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А.Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.