город Иркутск |
|
15 марта 2017 г. |
Дело N А33-10852/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Барской А.Л.,
судей: Васиной Т.П., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" Цариевой Екатерины Анатольевны (доверенность от 07.03.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2016 года по делу N А33-10852/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куликова Д.С., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Петровская О.В., Споткай Л.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестстрой" (ОГРН 1082468053106, ИНН 2463209532, г. Красноярск, далее - ООО "Инвестстрой", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ОГРН 1032402940800, ИНН 2466010657, г. Красноярск, далее - департамент, ответчик) о признании договора аренды земельного участка от 22.08.2014 N 1349 недействительной сделкой и применении последствий ее недействительности путем взыскания арендной платы в размере 2 442 936 рублей 18 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент градостроительства администрации города Красноярска, управление архитектуры администрации города Красноярска, администрация города Красноярска и департамент муниципального заказа администрации города Красноярска.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ООО "ИнвестСтрой" о взыскании 1 292 338 рублей 25 копеек задолженности и 28 786 рублей 83 копейки пени по договору аренды земельного участка от 22.08.2014 N 1349. Заявление департамента принято к производству суда с присвоением номера N А33-26266/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент градостроительства администрации города Красноярска.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2016 года дела N А33-26266/2015 и N А33-10852/2015 объединены в одно производство с присвоением номера N А33-10852/2015.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2016 года, иск ООО "Инвестстрой" удовлетворен. В удовлетворении иска департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказано.
Ответчик в кассационном порядке просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, договор аренды земельного участка соответствует нормам действующего законодательства, доказательств невозможности его использования по целевому назначению, а также документов, подтверждающих обращение истца в департамент градостроительства города Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, не представлено.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель истца возразила против доводов кассационной жалобы, просила оставить судебные акты без изменения.
Ответчик, о времени и месте рассмотрении кассационной жалобы извещен надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа - http://fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - http://kad.arbitr.ru в сети), своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации города Красноярска от 15.07.2014 N 1479-арх, протокола от 18.08.2014 о результатах торгов по продаже права аренды земельного участка, 22.08.2014 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 1349, по которому в аренду передан земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, территориальной зоны производственных предприятий IV-V классов опасности (П.3), с кадастровым номером 24:50:0000000:150035, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, участок N 1, для строительства административного здания с парковкой в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 4 601 кв.м, в том числе 1 089 кв.м - охранная зона инженерных сетей.
Объект аренды передан по акту приема-передачи 18.08.2014.
Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды участка - с 18.08.2014 по 17.08.2017.
Договор аренды земельного участка от 22.08.2014 N 1349 прошел государственную регистрацию 11.09.2014.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы за участок составляет 258 467 рублей 65 копеек в месяц. Первый платеж в размере 116 727 рублей 33 копейки за период с 18.08.2014 по 31.08.2014 вносится в течение 30 дней со дня подписания договора (пункт 3.3 договора). Арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, за который вносится плата (пункт 3.6 договора).
Обществом внесены арендные платежи в сумме 2 442 936 рублей 18 копеек, что подтверждается платежными поручениями за период с 07.08.2014 по 09.02.2015, а также заявлениями от апреля-мая 2015 года о зачете переплат.
В силу пункта 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой, действующей на календарный день просрочки, процентной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В связи с возникшей у общества за период с 01.07.2015 по 30.11.2015 задолженностью по арендным платежам в размере 1 292 338 рублей 25 копеек, расчет которой представлен департаментом, последним начислены пени в размере 28 786 рублей 83 копейки за период с 11.07.2015 по 30.11.2015.
15.04.2015 письмом вх. N 13476 общество предлагало департаменту расторгнуть договор аренды земельного участка от 22.08.2014 N 1349.
27.08.2015 письмом N 3622 управление архитектуры администрации города Красноярска сообщило обществу о том, что согласно Генеральному плану города Красноярска, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 30.03.2001 N В-23, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:150035 располагался в границах территорий общественной застройки - специализированные организации.
АО "Гражданпроект" в письме от 31.03.2016 N 0809-41/14 и дополнении к нему от 17.05.2016 N 1193-41/14, адресованным обществу, указало, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:150035 по состоянию на дату объявления торгов 15.07.2014 г. по Генеральному плану города Красноярска, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 30.03.2001 N В-23, относился к функциональной зоне территорий общественной застройки - специализированные организации. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306, данный участок располагался в территориальной зоне "Зоны производственных предприятий IV-V классов вредности "П-3". Функциональная зона территорий общественной застройки - специализированные организации соответствует территориальной зоне "Зона объектов образования "ОД.2".
04.04.2016 письмом N 944 управление архитектуры администрации города Красноярска сообщило обществу, что согласно Правилам землепользования и застройки города, действующим на момент формирования земельного участка и утвержденным решением Красноярского городского Совета от 29.05.2007 N В-306, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:150035 располагался в границах зоны производственных предприятий IV-V классов опасности (П.3). Размещение производственных предприятий IV-V классов опасности в границах территорий общественной застройки - специализированные организации не предусмотрено.
27.05.2016 в отношении земельного участка утвержден градостроительный план.
Ссылаясь на несоответствие договора аренды генеральному плану города Красноярска, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств ООО "Инвестстрой" по внесению арендной платы за пользование имуществом, департамент обратился в арбитражный суд со встречным иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая спор, пришли к выводу о том, что предоставление обществу земельного участка для строительства административного здания с парковкой противоречило Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану города Красноярска, действовавшему в период проведения торгов и заключения договора аренды.
При этом суды обоснованно указали, что установление Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306, территориальной зоны "Зоны производственных предприятий IV-V классов вредности "П-3" в функциональной зоне территорий общественной застройки - специализированные организации противоречит "Генеральному плану города Красноярска", утвержденному решением Красноярского городского Совета от 30.03.2001 N В-23.
В силу части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Они включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (часть 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 30.03.2001 N В-23 утвержден Генеральный план города Красноярска.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по договору аренды земельного участка от 22.08.2014 N 1349 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:150035 территориальной зоны производственных предприятий IV-V классов опасности (П.3) предоставлен обществу для строительства административного здания с парковкой. На момент проведения торгов в соответствии с генеральным планом города Красноярска земельный участок был отнесен к функциональной зоне территорий общественной застройки - специализированные организации, которая соответствует территориальной зоне "Зона объектов образования "ОД.2". Вместе с тем, из положений Правил землепользования и застройки города Красноярска, согласно которым, в частности, в отношении данного участка установлена территориальная зона "П.3", не следует, что в территориальной зоне "ОД.2" предусмотрено размещение административного здания с парковкой.
Таким образом, Правила землепользования и застройки входят в противоречие с Генеральным планом, что является недопустимым в силу вышеперечисленных правовых норм.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьями 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды правомерно признали недействительным договор аренды земельного участка от 22.08.2014 N 1349 и в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки взыскали 2 442 936 рублей 18 копеек внесенной обществом арендной платы.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами доказательств и фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что принятые по делу судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2016 года по делу N А33-10852/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Барская |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.