город Иркутск |
|
17 марта 2017 г. |
Дело N А19-6729/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "НовоЦентр" Алферовой Н.Б. (доверенность от 09.11.2016) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области Простакишиной О.А. (доверенность от 15.09.2016 N 03-16/29),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовоЦентр" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2016 года по делу N А19-6729/2016 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НовоЦентр" (ОГРН 1133850020798, ИНН 3810331133; далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области (ОГРН 1043801433873, ИНН 3810036667; далее - инспекция, налоговый орган) от 16.12.2015 N 13-12/51527 в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 348 615 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2016 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Общество, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права; просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как следует из кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции подменяет понятие кадастровая стоимость, от которой необходимо исчислять налог в силу статей 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации, и результаты утверждения кадастровой стоимости земельных участков, которые утверждены постановлением Правительства Иркутской области N 517-пп от 15.11.2013 и постановлением Правительства Иркутской области N 239-пп от 05.05.2014. Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 29 754 947 рублей 80 копеек неправомерно рассчитана инспекцией и судом апелляционной инстанции на основании постановления Правительства Иркутской области N 517-пп от 15.11.2013.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она заявила о своем согласии с обжалуемым судебным актом.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества и представитель налогового органа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом 20.01.2015 в инспекцию представлена первичная декларация по земельному налогу с исчисленным к уплате в бюджет за 2014 год налогом в размере 697 069 рублей. Обществом применена кадастровая стоимость в размере 46 471 235 рублей, размещенная в сети Интернет на сайте "Портал услуг. Публичная кадастровая карта". Земельный налог в сумме 697 069 рублей уплачен налогоплательщиком в бюджет в полном объеме.
28.04.2015 обществом представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой налоговая база определена в размере 6 516 914 рублей, исчислен налог в сумме 97 754 рубля.
При определении налоговой базы для исчисления земельного налога за 2014 год общество использовало кадастровую стоимость земельных участков, указанную в справке ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 17.04.2015, кадастровая стоимость определена по состоянию на 15.01.2014.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 11.08.2015 N 13-12/48804 и вынесено решение от 16.12.2015 N 13-12/51527 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 24.03.2016 N 26-13/004544.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы инспекции о занижении налоговой базы при исчислении земельного налога за 2014 год в связи с применением обществом сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20340 по состоянию на 01.01.2014 в размере 6 516 914 рублей, отраженной в справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Иркутской области.
Полагая, что решение инспекции от 16.12.2015 N 13-12/51527 в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 348 615 рублей не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу за 2014 год определяется на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года, в связи с чем расчет земельного налога по уточненной налоговой декларации за 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20340, произведенный налоговым органом, исходя из кадастровой стоимости в размере 29 757 947 рублей 80 копеек, является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что налоговая база по земельному налогу за 2014 год подлежит исчислению, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", с учетом постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп. Обществом при исчислении земельного налога за 2014 год использованы неактуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками-организациями как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 5 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 упомянутой статьи (пункт 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных названной нормой.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:20340 приобретен обществом у ООО "Автомобилист" на основании договора купли продажи от 14.08.2013.
Указанный участок образован в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:9 (площадь земельного участка 33968,00 кв.м.), принадлежащего ранее ООО "Автомобилист", на два участка с кадастровыми номерами: 38:36:000005:20340 (площадь 12 310 кв.м.) и 38:36:000005:20339 (21 658 кв.м.).
В соответствии с 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, в случае образования новых земельных участков или земельного участка путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В редакции Постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп земельный участок с кадастровым номером 38:36:000005:9 отнесен к 13 группе вида разрешенного использования, и утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 3 775,08 руб/кв.м., кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 46 471 234 рубля 80 копеек.
Налоговым органом произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка 38:36:000005:20340 с учетом вида разрешенного использования, отнесенного к 13 группе, утвержденного Постановлением N 517-пп (в редакции Постановления N 239-пп), в результате чего кадастровая стоимость составила 29 757 947 рублей 80 копеек, в связи с чем налоговым органом доначислен налог, подлежащий уплате за налоговый период, в размере 348 615 рублей.
В материалы дела представлена справка о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20340 от 25.11.2015, полученная обществом в Филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области, согласно которой кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 составила 6 516 914 рублей.
При этом в кадастровых справках, на которые ссылается общество в обоснование правомерности применения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 6 516 914 рублей в качестве акта, утвердившего данную стоимость, указано Постановление Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп", дата утверждения кадастровой стоимости указана как 28.11.2010.
Между тем, постановление Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года N101-пп" действовало до вступления в силу постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Следовательно, обществом при исчислении земельного налога за 2014 год использованы неактуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2016 года по делу N А19-6729/2016 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.