город Иркутск |
|
27 марта 2017 г. |
Дело N А33-16899/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей Рудых А.И., Туманова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стогней Т.В.,
с участием представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Субботиной Юлии Валерьевны (паспорт, доверенность от 06.10.2015), Бакань Ольги Викторовны (паспорт, доверенность от 06.10.2015), директора общества с ограниченной ответственностью "Уярское хлебоприемное предприятие" Цирис Виталия Ильича (паспорт, протокол N 2 от 31.01.2017, приказ от 02.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2016 года по делу N А33-16899/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции: Трубачев И.Г., суд апелляционной инстанции: Радзиховская В.В., Парфентьева О.Ю., Споткай Л.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г.Москва, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уярское хлебоприемное предприятие" (ОГРН 1042400981204, ИНН 2440005726, г.Уяр Красноярского края, далее - ООО "Уярское хлебоприемное предприятие", ответчик) о внесении изменений в договор N 3/2395 от 02.09.2011.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2016 года, в удовлетворении иска отказано.
Истец в кассационной жалобе просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на нарушение норм материального права - статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, на нарушение норм процессуального права - статей 170, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, изменения в договор должны быть внесены, поскольку дополнительным соглашением договор в части взимания платы за пользование путями необщего пользования приводится в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами (внесением изменений в статью 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", далее - Устав железнодорожного транспорта); свидетельство о государственной регистрации права от 19.04.2005 серии 24 ДК N 00520 подтверждает его право собственности на пути необщего пользования, плату за использование которых истец намерен установить в договоре.
В уточнении к кассационной жалобе истец ссылается на то, что ни суд первой инстанции, ни суда апелляционной инстанции не рассмотрели его требование о внесении изменений в подпункт "а" пункта 14 договора N 3/2395 от 02.09.2011 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования.
В судебном заседании 23.03.2017 представители истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и уточнении к ней, представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом спора является требование о внесении следующих изменений в договор N 3/2395 от 02.09.2011 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования:
пункт 1 договора дополнить следующим содержанием: "Для организации работы по подаче и уборке вагонов Перевозчик оказывает Пользователю услугу по предоставлению железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 1095,1 м в сутки фактической подачи и уборки вагонов";
подпункт "а" пункта 14 изложить в следующей редакции: "Сбор за подачу и уборку вагонов взыскивается за каждый выход локомотива по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам, указанным в таблице N 10 Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте". В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит до 1,5 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскиваться по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам, указанным в таблице N 10 Тарифного руководства N 3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте". В случае, если количество поданных и убранных вагонов составит свыше 1,5 вагонов в сутки, сбор за подачу и уборку вагонов будет взыскиваться по группе железнодорожного пути необщего пользования по ставкам, указанным в таблице N 8 Тарифного руководства N 3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте". При этом ставка сбора за подачу и уборку вагонов изменяется Перевозчиком автоматически с последующим письменным уведомлением Владельца, новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении";
пункт 14 дополнить подпунктом "ж": "Плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", в размере 3 356,48 рублей в сутки фактической подачи и уборки вагонов без НДС, согласно пункту 68 Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов. В случае изменения среднесуточного числа поданных и убранных вагонов на пути необщего пользования по итогам работы за предыдущий год, или изменения количества Пользователей, одновременно использующих железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора, Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожными путями";
пункт 15 дополнить подпунктом "д" и изложить в следующей редакции: "Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", вносится путем списания с единого лицевого счета Пользователя в сутки фактической подачи и уборки вагонов".
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.09.2011 между истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) заключен договор N 3/2395 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" и используемый ООО "Уярское ХПП" по станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика. По условиям договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов для пользователя с железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику.
Железнодорожный путь N 4 примыкает стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги. Железнодорожный путь N 3 - стрелочным переводом N 906 к пути необщего пользования N 4 Уярской дистанции пути станции Уяр Красноярской железной дороги. Железнодорожный путь N 1 - стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 2 договора, границей железнодорожного пути необщего пользования N 1 является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 902; железнодорожного пути необщего пользования N 4 - передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 902; железнодорожного пути NN 3 - стык стрелочного перевода N 906.
Согласно пункту 3 договора, развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет 1115,90 м, в том числе принадлежащая перевозчику - 1115,90 м.
Подпунктом "а" пункта 14 предусмотрена уплата перевозчику сбора за подачу и уборку вагонов за каждый выход локомотива по фактическому количеству поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на Федеральном железнодорожном транспорте", с возможностью автоматического изменения ставки при изменении вагонооборота по итогам работы за предыдущий квартал с последующим письменным уведомлением пользователя.
В пункте 15 предусмотрен порядок расчетов.
Согласно пункту 19 договора, изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения (за исключением абзаца 2 подпункта "а" пункта 14), устанавливающего автоматическое изменение ставки сбора. В случае, если стороны при подписании дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений в договор, по любому пункту договора не придут к соглашению, то спор о внесении изменений, дополнений в любой пункт договора передается на рассмотрение в арбитражный суд в соответствии с правилами подсудности и подведомственности.
В подтверждение права собственности на пути необщего пользования, указанные в договоре, истец представил свидетельство о государственной регистрации права от 19.04.2005 серии 24 ДК N 000520, по которому ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежит сооружение - комплекс Уярской дистанции пути лит. "К - К 66, С - С 168, N 1-14" по адресу: Красноярский край, Манский 4163 км - 4194 км, Уярский 4195 км - 4254 км, Рыбинский 4255 км - 4283 км, Транссибирской магистрали; Уярский район 1-17 км, Уярский район 26-32 км, Рыбинский 18-25 км направления Уяр-Саянская; условный номер 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810. Также истцом представлены: техническая документация на комплекс Уярской дистанции пути лит "К-К66, С - С168, N 1-14"; технические паспорта на железнодорожные пути необщего пользования 1, 3 и 4; ведомость путей станции Уяр; журнал планирования и учета выполнения работ по текущему содержанию пути и сооружений и опека их состояния.
В письме от 25.02.2015 N 263, полученном ответчиком 06.03.2015, истец предложил ответчику подписать дополнительное соглашение от 25.02.2015 к договору N 3/2395 от 02.09.2011. В ответе от 03.04.2015 ответчик отказал истцу в заключении дополнительного соглашения к договору.
Отказ в подписании дополнительного соглашения послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из недоказанности принадлежности истцу путей необщего пользования, в связи с чем оснований для взимания сбора, предусмотренного абзацами 3-6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, включающего в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Суд апелляционной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Иное установлено абзацем 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), согласно которому тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 2 указанной статьи тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Таким образом, тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере ОАО "РЖД" как естественной монополии, в том числе, устанавливаемые на договорной основе, подлежат контролю со стороны государства в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, на пункт 68 которого ссылается истец, утверждается распоряжением ОАО "РЖД". Поскольку истец не представил доказательства того, что предлагаемый им размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как одна из составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, урегулирован уполномоченным государственным органом, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в дополнении пункта 14 договора подпунктом "ж" в редакции истца.
Вместе с тем, в нарушение требований части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды фактически не рассмотрели требования истца о внесении изменений в подпункт "а" пункта 14 договора, поскольку не указали мотивы и обоснования, по которым они отказали в удовлетворении данных требований.
Кроме того, выводы судов о том, что истец не представил надлежащих доказательств принадлежности ему на праве собственности железнодорожных путей необщего пользования протяженностью 1095,1 м, которые используются для оказания услуг ответчику, сделаны с нарушением требований пунктов 1, 2, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в результате неправильного применения пункта 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте.
Так, суды пришли к выводу, что спорные железнодорожные пути необщего пользования не входят в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащего истцу согласно свидетельству серии 24 ДК N 000520 от 19.04.2005, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Между тем, суды не указали, в каких из представленных истцом доказательствах (свидетельстве о праве собственности, приложении N 1672 (часть 26) к передаточному акту на имущество и обязательства или иных) содержатся сведения о том, что все принадлежащие истцу сооружения комплекса Уярской дистанции пути относятся только к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта, абзацу 6 пункта 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте, железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
При изложенных обстоятельствах решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций признать законными и обоснованными не представляется возможным.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо учесть изложенные в настоящем постановлении, рассмотреть требование истца о внесении изменений в подпункт "а" пункта 14 договора, определить принадлежность путей необщего пользования 1, 3 и 4, поименованных в договоре с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 2 Устава железнодорожного транспорта, абзаца 6 пункта 1 статьи 2 Закона о железнодорожном транспорте, распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2016 года по делу N А33-16899/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 ноября 2016 года по тому же делу отменить.
Дело N А33-16899/2015 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.