город Иркутск |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А33-14414/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Шелега Д.И., Юшкарёва И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Тимергалеевой О.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Антроповой О.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Смирновой Н.В. (доверенность от 11.01.2017 N 20),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2016 года по делу N А33-14414/2016 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции - Чурилина Е.М., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
муниципальное учреждение "Управление имущества администрации г. Норильска" (далее - МУ "Управление имущества администрации г. Норильска", Управление имущества) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган) от 19.05.2016 N 194-18.1/2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сайфетдинова Елена Николаевна.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2016 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Красноярское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение Арбитражного суда Красноярского края.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод суда о незаконности ненормативных правовых актов антимонопольного органа, ссылаясь на то, что в извещении о проведении спорных торгов отсутствовали технические условия подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, хотя должны были содержаться; порядок технологического присоединения к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения N 861, статьей 26 Закона об электроэнергетике, определяющими существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; извещение по лоту N 1 не содержит сведений о технических условиях, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение; выявив отсутствие указанных сведений, Управление имущества должно было отказаться от проведения аукциона.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). МУ "Управление имущества администрации г. Норильска", Сайфетдинова Е.Н. своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Красноярского УФАС России в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 15 марта 2017 года до 22 марта 2017 года до 11 часов 45 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Сайфетдиновой Е.Н. на действия организатора торгов.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что Сайфетдинова Е.Н. обратилась в Управление по градостроительству и землепользованию администрации г. Норильска с заявлением о проведении аукциона на право заключить договор аренды земельного участка площадью 1 270 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, район Центральный, ул. Лауреатов, 91, кадастровый номер 24:55:0402006:3809.
Организатором торгов - МУ "Управление имущества администрации г. Норильска" совершены действия по проведению аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (извещение N 280316/0041893/03).
Антимонопольный орган посчитал, что извещение по проведению аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (лот N 1) не содержит сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение.
Решением Красноярского УФАС России от 19.05.2016 N 194-18.1/2016 жалоба Сайфетдиновой Е.Н. признана частично обоснованной (пункт 1); организатор торгов признан нарушившим требования подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Согласно выданному предписанию от 19.05.2016 N 194-18.1/2016 Управление имущества должно было в течение 3 дней с момента получения настоящего предписания аннулировать торги.
МУ "Управление имущества администрации г. Норильска", полагая, что названные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку извещение по лоту N 1 не содержит сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что получение технических условий по подключению объектов капитального строительства к сетям электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено, следовательно, данные не должны публиковаться в извещении о проведении аукциона; извещение содержит необходимые сведения о технических условиях на подключение к магистральным трубопроводам тепло-, водоснабжения, к внутриквартальным трубопроводам водоотведения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (пункт 4 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 7). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение) (часть 9). Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10).
В силу пункта 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 341), под сетями инженерно-технического обеспечения следует понимать совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание положения пунктов 7, 15 Правил N 861, регламентирующих процедуру технологического присоединения, в силу которых технические условия являются неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение, правомерно посчитал, что получение технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям электроснабжения перед проведением аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку получение технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям электроснабжения, не относящимся к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях применения статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям электроснабжения не должны были публиковаться в извещении о проведении аукциона.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод суда, со ссылкой на то, что в извещении о проведении спорных торгов должны были содержаться технические условия подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83.
В отношении сведений о технических условиях подключения к иным сетям инженерно-технического обеспечения суд апелляционной инстанции установил, что в извещении по Лоту N 1 указано на наличие технических условий подключения к магистральным трубопроводам тепловодоснабжения: максимальная присоединяемая мощность (теплоснабжение): максимальная часовая нагрузка - 0.262914 Гкал/час (в т.ч. нагрузка для нагрева ГВС), максимальная присоединяемая мощность (холодное водоснабжение): максимальная нагрузка холодного водопотребления в т.ч. ГВС - 0,286 куб.м/час (с переходом на закрытую систему теплоснабжения), а также на подключение к внутриквартальным трубопроводам водоотведения: разрешенный объем сброса сточных вод для объекта - 0.286 куб.м/час, срок действия данных технических условий - 3 года со дня утверждения, плата за подключение (технологическое присоединение) будет взиматься ресурсоснабжающими организациями по тарифам, установленным уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на момент подключения (года ввода в эксплуатацию), тарифы на подключение к магистральным трубопроводам теплоснабжения и горячего водоснабжения на февраль 2016 года не установлены, ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной сети (система холодного водоснабжения) на 2016 год составит 45.569 тыс. руб. за 1 куб. м в сутки, инвестиционная программа в сфере водоотведения находится на стадии согласования в Министерстве строительства и ЖКХ Красноярского края, после чего будет направлена в РЭК Красноярского края для утверждения тарифов.
Проанализировав и оценив указанные в извещении сведения в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из установленных фактических обстоятельств по данному конкретному делу, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Управление имущества разместило все необходимые сведения.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод суда, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2016 года по делу N А33-14414/2016 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.