город Иркутск |
|
29 марта 2017 г. |
Дело N А58-2221/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Истсиб Геологоразведка" Сидорова И.Н. (доверенность от 12.04.2016, паспорт), публичного акционерного общества "Газпром" Яцковского П.С. (доверенность от 05.10.2015, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и публичного акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2016 года по делу N А58-2221/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Андреев В. А., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В. А., Басаев Д. В., Ткаченко Э. В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Истсиб Геологоразведка" (ОГРН 1147748026359; ИНН 7702851196; г. Москва; далее - ООО "Истсиб Геологоразведка", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (далее - Комитет) с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 10 Дополнения N 1 к перечню участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия), предлагаемых для предоставления в пользование в 2016 году, утвержденного Председателем Комитета; признании недействительным пункта Распоряжения Комитета N 25-р от 05.02.2016 в части решения о предоставлении Карьера 1/15 (в границах участка "Ленск-KC1") Публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ПАО "Газпром"); признании недействительной лицензии ГКГ 01005 ГП ПАО "Газпром", предоставленной Комитетом на Карьер 1/15.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ПАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518; ИНН 7736050003; г. Москва) и Федерального агентства по недропользованию.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года, требования ООО "Истсиб Геологоразведка" удовлетворены в части признания незаконным пункта 2 распоряжения Комитета N 25-р от 05.02.2016 в части предоставления ПАО "Газпром" права пользования недрами с целью геологического изучения (поиски и оценка) месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участке карьер N 1/15 (в границах участка "Ленск-КС1"), расположенном на территории муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия), площадью 86, 2 Га, сроком на 3 года.
Суд также обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Истсиб Геологоразведка" путем исключения из перечня участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия) предлагаемых для предоставления в пользование в 2016 году участка недр "Ленск-КС1", расположенного на территории муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия).
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Комитет и ПАО "Газпром" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемые судебные акты в части признания недействительным пункта 2 распоряжения Комитета N 25-р от 05.02.2016, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы Комитета ПАО "Газпром" имело законные основания на пользование участком недр "Ленск-КС1", поскольку последний был включен в перечень участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия), предлагаемых для предоставления в пользование в 2016 году; в соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в границах участка недр, предоставленного для геологического изучения, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. При этом законом и ненормативными актами не предусмотрено получение у недропользователя, владеющего лицензией на геологическое изучение, разрешения на предоставление лицензии другому лицу; пункт 8.3 Порядка пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 N 213 (далее - Порядок пользования участками недр местного значения) включен в раздел "Предоставление права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых", установленный в указанном пункте запрет относится только к участкам недр местного значения, предоставленных для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В кассационной жалобе ПАО "Газпром" указывает, что вывод судов о невозможности нахождения нескольких недропользователей на одном участке недр не соответствует действующему законодательству и правоприменительной практике.
Ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2258-О, ПАО "Газпром" полагает, что нахождение нескольких недропользователей на одном участке недр не является нарушением закона, их взаимоотношения могут быть оформлены соответствующим договором. При этом прекращение действия лицензии одного из указанных недропользователей по основанию отсутствия такого договора законом не предусматривается; выводы судов о необходимости аннулирования выданной ПАО "Газпром" лицензии неправомерны.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "Истсиб Геологоразведка" просило оставить их без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Федеральное агентство по недропользованию в отзыве на кассационные жалобы указало на правомерность действий Комитета по включению участка недр "Ленск-КС1" МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в перечень участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия), предлагаемых для предоставления в пользование в 2016 году, а также отсутствие в выданной ПАО "Газпром" лицензии положений, регулирующих взаимоотношения с ООО "Истсиб Геологоразведка".
ПАО "Газпром" в отзыве на кассационную жалобу Комитета полагало её подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель ПАО "Газпром" считал кассационные жалобы подлежащими удовлетворению, представитель ООО "Истсиб Геологоразведка" просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru, в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Истсиб Геологоразведка" является владельцем лицензии ЯКУ 15885 НП с целевым назначением и видами работ для геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Бетинчинского участка, расположенного на территории MP "Ленский улус (район)" Республики Саха (Якутия).
Право пользования недрами предоставлено ООО "Истсиб Геологоразведка" в соответствии со статьями 10.1 и 17.1 Закона о недрах на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 16.06.2015 N 399 "О переоформлении лицензии ЯКУ 15323 НП на пользование недрами Бетинчинского участка, расположенного на территории Республики Саха (Якутия)".
Условия пользования недрами Бетинчинского участка, расположенного на территории Республики Саха (Якутия), определены Приложением 1 к лицензии ЯКУ 15885 НП.
В соответствии с разделом 2 Условий пользования недрами обществу установлены границы участка недр с определением статуса геологического отвода без ограничения по глубине.
Комитет, рассмотрев заявку ПАО "Газпром" N 0108-01/11143 от 04.12.2015 об инициировании включения участков недр в перечень недр местного значения, согласовав с Министерством охраны природы и администрацией муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), направил в адрес Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) дополнение N 1 к перечню участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия), предлагаемых для предоставления в пользование в 2016 году, в пункт 10 которого был включен участок недр "Ленск-КС1" МО Ленский район.
На территории участка недр местного значения "Ленск-KC1" МО "Ленский район" расположен участок недр, предоставленный ООО "Истсиб Геологоразведка" на основании выданной лицензии ЯКУ 15885 НП.
Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) 15.01.2016 согласовало представленное Комитетом дополнение N 1 к перечню участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия), предлагаемых для предоставления в пользование в 2016 году в полном объеме.
ПАО "Газпром" 25.01.2016 подало в Комитет заявку на предоставление ему права пользования недрами в целях геологического изучения недр для поисков и разведки общераспространенных полезных ископаемых на участке" Карьер N 1/15, расположенном в 26 км к востоку от г. Ленск на территории МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в границах участка "Ленск-КС1".
Рассмотрев данную заявку, Комитет вынес распоряжение N 25-р от 05.02.2016, в пункте 2 которого ПАО "Газпром" предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски и оценка) месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер N 1/15" (в границах участка "Ленск-КС1"), расположенном на территории муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) площадью 87,3 га сроком на 3 года.
На основании данного распоряжения Комитета ПАО "Газпром" 12.02.2016 была выдана лицензия на пользование недрами ГКГ N 01005 ГП с целевым назначением и видами работ геологическое изучение поисково-оценочные работы на общераспространенные полезные ископаемые на участке "Карьер N 1/15" (в границах 8 участка "Ленск-КС1"), расположенном на территории муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) сроком до 01.03.2019.
ООО "Истсиб Геологоразведка", считая, что Комитет незаконно предоставил ПАО "Газпром" право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски и оценка) месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер N 1/15" (в границах участка "Ленск-КС1"), находящемся в пределах Бетинчинского участка, где общество на основании лицензии ЯКУ 15885 НП осуществляет соответствующую деятельность, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пункт 2 Распоряжения Комитета N 25-р от 05.02.2016 в части предоставления ПАО "Газпром" права пользования недрами с целью геологического изучения (поиск и оценка) месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участке карьер N 1/15 (в границах участка "Ленск-КС1"), расположенном на территории муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия), не соответствует положениям Закона о недрах и нарушает установленный органом исполнительной власти субъекта порядок пользования участками недр местного значения.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из пунктов 7, 9 статьи 4 Закона о недрах следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся, в том числе распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения.
Согласно части 5 статьи 7 Закона о недрах участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
В соответствии с абзацем 6 пункта 6 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 N 213 утвержден Порядок пользования участками недр местного значения, разделом VIII которого установлен порядок предоставления права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 8.1 Порядка пользования участками недр местного значения субъекты предпринимательской деятельности, заинтересованные в получении права пользования участком недр местного значения, на котором отсутствуют учтенные запасы общераспространенных полезных ископаемых и прогнозные ресурсы категории Р1 и Р2, для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей подают в республиканский орган управления государственным фондом недр для включения в перечень участков недр заявку в произвольной форме с приложением схемы на топографической основе с географическими координатами угловых точек участка.
Республиканский орган управления фондом недр включает участки недр местного значения в перечень участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей после проведения согласительных процедур в соответствии с пунктом 8.4 настоящего Порядка и публикует на официальном сайте http://www.sakha.gov.ru/goscomgeo.
Пунктом 8.4 данного Порядка определено, что перечень участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей формируется республиканским органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Как установлено судами, Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия), рассмотрев подготовленное Комитетом дополнение N 1 к перечню участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия), письмом N 01-03/20-22 от 15.01.2016 согласовало включение участка недр Ленск-КС1 в Ленском улусе.
Вместе с тем, в силу пункта 8.3 Порядка пользования участками недр местного значения основанием для отказа заявителю во включении заявленного участка недр в перечень участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей является наличие на испрашиваемом участке недр местного значения выданных лицензий на право пользования недрами.
Поскольку, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, на территории участка недр местного значения "Ленск-КС1" МО "Ленский район" расположен участок недр, уже предоставленный ООО "Истсиб Геологоразведка" на основании лицензии ЯКУ 15885 НП с целевым назначением и видами работ для геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья, у Комитета отсутствовали основания для включения в перечень участков недр местного значения по Республике Саха (Якутия), предлагаемых для предоставления в пользование в 2016 году посредством внесения в соответствующее дополнение N 1 пункта 10, согласно которому в данный перечень был включен участок недр "Ленск-КС1" МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия).
Суды также правомерно признали несостоятельными доводы Комитета и ПАО "Газпром" о том, что положения статьи 7 Закона о недрах допускают наличие нескольких недропользователей на одном участке недр и положения пункта 8.3 Порядка пользования участками недр местного значения находятся в противоречии с данной нормой права, указав, что, поскольку вопросы предоставления права пользования участками недр местного значения и установления порядка пользования участками недр местного значения в силу положений статьи 4 Закона о недрах относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установление такого рода ограничений в нормативно-правовых актах Республики Саха (Якутия) соответствует предоставленным федеральным законом полномочиям.
Кроме того, как обоснованно установлено судами, в нарушение требований части 5 статьи 7 Закона о недрах в тексте лицензии ГКГ N 01005 ГП, выданной ПАО "Газпром" на основании распоряжения Комитета N 25-р от 05.02.2016, отсутствуют положения, регулирующие взаимоотношения ООО "Истсиб Геологоразведка" и ПАО "Газпром" относительно деятельности в границах участка недр "Ленск-КС1". Данное обстоятельство судами обоснованно признано нарушающим права общества, поскольку предоставление в пользование участка недр, находящегося в границах ранее выданной лицензии в отсутствие определенных (установленных) взаимоотношений между владельцами лицензий, изначально определяет наличие препятствий по проведению работ по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья на Бетинчинском участке в границах Карьера 1/15.
С учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что пункт 2 распоряжения Комитета N 25-р от 05.02.2016 в части предоставления ПАО "Газпром" права пользования недрами с целью геологического изучения (поиски и оценка) месторождений общераспространенных полезных ископаемых на участке карьер N 1/15 (в границах участка "Ленск-КС1") не соответствует установленному законодательством порядку и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, в том числе изложенных в кассационных жалобах, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем основания для отмены вынесенных по делу судебных актов в обжалуемой части отсутствуют.
По существу доводы кассационных жалоб направлены на переоценку доказательств, исследованных судами и получивших надлежащую правовую оценку, и установление обстоятельств по делу, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При вышеизложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационных жалоб не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2016 года по делу N А58-2221/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. Н. Левошко |
Судьи |
Л. А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.