город Иркутск |
|
03 апреля 2017 г. |
Дело N А10-4331/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 сентября 2016 года по делу N А10-4331/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Борхонова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
администрация г. Улан-Удэ (ОГРН: 1020300979192, ИНН: 0323076085, г. Улан-Удэ; далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов по Республике Бурятия (ОГРН: 1020300967257, ИНН: 0323054892, г. Улан-Удэ; далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании за счет казны Республики Бурятия убытков в размере 1 419 528 рублей 60 копеек в связи с предоставлением вне очереди жилого помещения по договору социального найма Худяевой Александре Павловне (далее - Худяева А.П.).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Худяева А.П., Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН: 1020300978037, ИНН: 0323062117, г. Улан-Удэ; далее - управление), Министерство социальной защиты Республики Бурятия (ОГРН: 1020300974870, ИНН: 0323080765, г. Улан-Удэ; далее - министерство социальной защиты).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2016 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить или изменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неверное толкование судами подпункта 24 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
По мнению министерства финансов, к межбюджетным отношениям не может быть применен порядок возмещения убытков, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации; обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 не относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Более того, заявитель кассационной жалобы полагает, что представленный расчет стоимости жилья, основанный на средней цене 1 кв.м общей площади жилых помещений на вторичном рынке жилья г. Улан-Удэ, не может служить достаточным доказательством реального размера ущерба. Также министерство финансов указывает на то, что истец не понес убытки, поскольку не утратил право собственности на спорное помещение, а лишь передал его по договору социального найма.
В отзыве на кассационную жалобу администрация против доводов заявителя кассационной жалобы возразила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 апреля 2015 года по делу N 2-2308/2015 исковые требования Худяевой А.П. удовлетворены: суд обязал администрацию предоставить Худяевой А.П. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, в размере установленной нормы предоставления жилого помещения, в черте г. Улан-Удэ и пригодное для постоянного проживания.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 25 июля 2015 года решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 апреля 2015 года оставлено без изменения.
На основании распоряжения администрации г. Улан-Удэ от 05.02.2016 N 106-р между администрацией Железнодорожного района г. Улан-Удэ и Худяевой А.П. заключен договор социального найма, согласно которому жилое помещение общей площадью 33,9 кв.м передано последней в бессрочное владение и пользование.
Письмом от 14.06.2016 N 02-04-16-20-И1766/16 министерство финансов отказало администрации в возмещении расходов, связанных с предоставлением на основании судебных актов жилых помещений по договорам социального найма лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Ссылаясь на то, что указанные расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убыткам, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Выводы судов является обоснованными и правомерными в силу следующего.
Худяева А.П. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по категории "малоимущие" с 29.05.2012, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний" с 26.11.2011.
Действующее законодательство не предусматривает порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
Доказательства выделения субъекту (Республике Бурятия) или органу местного самоуправления в спорный период из федерального или областного бюджетов денежных средств для приобретения жилья для данной категории граждан, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права основаны на неверном толковании указанных норм самим заявителем.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 сентября 2016 года по делу N А10-4331/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2016 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 сентября 2016 года по делу N А10-4331/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.