Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф02-860/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
07 декабря 2016 г. |
дело N А10-4331/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Марактаевой И.Г. и секретарем судебного заседания Борисовой Ю.А., апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 сентября 2016 года по делу N А10-4331/2016 по иску Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов по Республике Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 419 528,6 рублей,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117), Министерства социальной защиты Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870, ИНН 0323080765), Худяевой Александры Павловны,
(суд первой инстанции: судья Борхонова Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от Администрации г. Улан-Удэ - Зубковой Е.Ю., представителя по доверенности от 15.01.2016,
от Республики Бурятия в лице Министерства финансов по Республике Бурятия - не явился, извещен,
от Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия - не явился, извещен,
от Министерства социальной защиты Республики Бурятия - не явился, извещен,
от Худяевой Александры Павловны - не явился, извещен,
установил:
Администрация г. Улан-Удэ (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республике Бурятия в лице Министерства финансов по Республике Бурятия (далее - Министерство финансов) с заявлением о взыскании за счет казны Республики Бурятия 1 419 528,6 рублей - убытков в связи с предоставлением вне очереди жилого помещения по договору социального найма Худяевой Александре Павловне.
Определениями Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июля 2016 года и 18 августа 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Худяева Александра Павловна (далее - Худяева А.П.), Российская Федерация в лице Управления федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - Управление казначейства), Министерство социальной защиты Республики Бурятия (далее - Министерство соцзащиты).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены. Взысканы с Министерства финансов за счет средств казны Республики Бурятия в пользу Администрации убытки в размере 1 419 528,6 рублей.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался: статьями 40, 41, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 31, 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ), Федеральным законом N181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), статьей 26.3 Федерального закона N184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отменен обжалуемого решения, выражая своё несогласие с ним, считая, что оно не соответствует нормам материального права по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Администрация в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что её доводы не свидетельствуют о наличии основания для отмены обжалуемого решения. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство финансов, Управление казначейства, Министерство соцзащиты и Худяева А.П. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя Администрации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 апреля 2015 года по делу N 2- 2308/2015 исковые требования Худяевой А.П. удовлетворены. Суд обязал Администрацию предоставить Худяевой А.П. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, вразмере установленной нормы предоставления жилого помещения, в черте г. Улан-Удэ и пригодное для постоянного проживания.
Определением Верховного суда Республики Бурятия от 25.07.2015 решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 апреля 2015 года оставлено без изменения.
На основании распоряжения Администрации N 106-р от 05.02.2016 между Администрацией Железнодорожного района г. Улан-Удэ и Худяевой А. П. заключен договор социального найма, согласно которому передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение общей площадью 33,9 кв.м. по адресу: г. Улан- Удэ, ул. Норильская, д. 10, кв. 35.
03 июня 2016 года Администрация направила в адрес Министерства финансов письмо N 37-и005-871 о возмещении расходов, связанных с предоставлением на основании судебных актов жилых помещений по договорам социального найма лица, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в том числе по решению Советского районного суда от 29.04.2015.
Письмом от 14.06.2016 N 02-04-16-20-И1766/16 Министерство финансов отказало Администрации в компенсации указанных расходов, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ оговорено, что осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Социальная поддержка инвалидов в понимании закона N 181-ФЗ - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статья 17 Закона N 181-ФЗ предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации
В соответствии со статьёй 28.2 Закона N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализируя содержание указанных выше нормативных актов и разъяснений суд первой инстанции правильно указал, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
Указанный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации N 309-ЭС15-5872 от 30.09.2015, определении Конституционного Суда Российской Федерации N 1563-О-О от 17.12.2009 и в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2015 по делу N А10-2500/2015.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 определения N 1563-О-О от 17.12.2009, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации на основании статьи 133 Конституции Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Принцип самостоятельности бюджетов закреплён в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 должно осуществляться за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставление Администрацией Худяевой А.П. вне очереди жилого помещения за счёт муниципального жилищного фонда привело к выбытию этого имущества из муниципальной казны и соответственно возникновению убытков в сумме их стоимости.
Расчет размера убытков произведен истцом на основании сведений территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.
Согласно представленному истцом расчету размер убытков составляет 1 419 528 рублей 6 копеек (33,9 кв.м. * 41 874 рублей). Истцом определен размер убытков исходя из рыночной стоимости квадратного метра. Ответчик считает необходимым при определении размера убытков учесть фактический износ объекта, расположение района (спальный, престижный, отдаленный от центра), качество строения, материалы стен домов из которых они построены.
Убытки в понимании пункта 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации - это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
То есть, размер убытков необходимо исчислять исходя из фактических затрат Администрации для приобретения жилья, т.е. исходя из рыночной стоимости квадратного метра. Представленный истцом расчет размера убытков суд апелляционной инстанции считает правильным.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме за счёт казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 сентября 2016 года по делу N А10-4331/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4331/2016
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Министерство финансов Республики Бурятия
Третье лицо: Худяева Александра Павловна