город Иркутск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А33-18251/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Фирсова А.Д. и Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зейналовой Р.А.,
при участии от ответчика - Шлюндт Елены Александровны (доверенность от 31.01.2024), от третьего лица - Серженко Анны Викторовны (доверенность от 29.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании при содействии Арбитражного суда Красноярского края и Арбитражного суда Республики Хакасия кассационную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июня 2023 года по делу N А33-18251/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический перинатальный центр" (ИНН 1901008335, ОГРН 1021900520058, далее - учреждение здравоохранения) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" (ИНН 2460073957, ОГРН 1062460012086, далее - медико-санитарная часть) о взыскании 143 490 рублей 10 копеек задолженности за оказанные медицинские услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечено Главное Управление Министерства Внутренних дел России по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2023 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые судебные акты в части взыскания 115 500 рублей (в отношении медицинских услуг новорожденному) отменить и в указанной части иска отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оказанные медицинские услуги в отношении новорожденного, не являющегося сотрудником внутренних дел и застрахованным лицом по программе обязательного медицинского страхования, не подлежат возмещению.
Истец отклонил доводы жалобы, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 11.01.2024); надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержали доводы жалобы, а представитель третьего лица с ними согласился.
Ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства в связи с увольнением штатного юриста, поступившее в суд 26.01.2024, в состоявшемся судебном заседании представителем ответчика не поддержано.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 01.09.2021 по 30.09.2021 учреждение здравоохранения оказало сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации Кириченко А.О. медицинские услуги (медицинская помощь роженице и ее новорожденному ребенку) на сумму 143 490 рублей 10 копеек, неоплата которых послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Возражая относительно иска, ответчик, ссылаясь на пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" (далее - Постановление N 1563), указал, что расходы, связанные с оказанием медицинской помощи новорожденному ребенку не подлежат возмещению, поскольку он не является сотрудником внутренних дел и застрахованным лицом по программе обязательного медицинского страхования.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Из системного анализа положений статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3 Постановления N 1563 следует, что расходы медицинским организациям, связанные с оказанием медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей, подлежат возмещению медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Согласно разделу IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе, высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы.
В соответствии с разделом III Программы гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при указанных заболеваниях и состояниях, в том числе при беременности, родах, послеродового периода и абортах.
Согласно пункту 7 Постановления N 1563 медицинская помощь в экстренной или неотложной форме оказывается сотрудникам безотлагательно. Возмещение расходов, связанных с оказанием такой медицинской помощи осуществляется на основании документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Обеспечение медицинской эвакуации детей до года по территории Республики Хакасия и за ее пределы возложено на специалистов учреждения здравоохранения (приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 09.10.2019 N 1097 "О медицинской эвакуации детей на территории Республики Хакасия и за ее пределы").
Оценив имеющиеся в деле доказательства (в частности, акты, карты вызова скорой медицинской помощи от 24.09.2021 N 600, 24.09.2021 N 601, 25.09.2021 N 602, суды установили, что новорожденному ребенку по состоянию здоровья (тяжелая степень асфиксии, недоношенность 33 недели) требовалась экстренная медицинская помощь в медицинском учреждении III уровня; медицинская эвакуация новорожденного производилась в специальном медицинском оборудовании - кювезе, с проведением медицинских манипуляции и мероприятий (мониторинг состояния новорожденной и условий кювеза, проведение инфузии).
Факт предоставления сотруднику органов внутренних дел и ее новорожденному ребенку экстренной медицинской помощи (кесарево сечение роженице, медицинская эвакуация родильницы и новорожденного ребенка, которому по состоянию здоровья требовалась экстренная медицинская помощь в медицинском учреждении III уровня) подтвержден материалами дела и ответчиком документально не опровергнут.
Таким образом, спорные расходы, связанные с оказанием медицинских услуг новорожденному ребенку сотрудника органов внутренних дела и его пребыванием в медицинской организации, включенные в базовую программу обязательного медицинского страхования, подлежат возмещению за счет медико-санитарной части.
Нормы материального права к установленным фактическим обстоятельствам применены судами правильно.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении их судами и (или) о допущенной судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
В соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения судебных актов в связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции подлежит отмене.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписано усиленными квалифицированными электронными подписями судей и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им заказным письмом или вручена под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июня 2023 года по делу N А33-18251/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от 22 июня 2023 года, принятое определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 декабря 2023 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разделу IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе, высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы.
...
Согласно пункту 7 Постановления N 1563 медицинская помощь в экстренной или неотложной форме оказывается сотрудникам безотлагательно. Возмещение расходов, связанных с оказанием такой медицинской помощи осуществляется на основании документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 января 2024 г. N Ф02-7486/23 по делу N А33-18251/2022