город Иркутск |
|
13 апреля 2017 г. |
Дело N А10-1966/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
с участием представителей: Федерального агентства лесного хозяйства Сухих А.С. (доверенность N ИВ-01-28/16597 от 22.12.2016), Республиканского агентства лесного хозяйства Кривобоковой В.В. (доверенность N 144/2017 от 16.03.2017), Автономного учреждения Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" Батковой О.С. (доверенность N 10 от 24.05.2016) и Мишариной А.Н. (доверенность от 17.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 октября 2016 года по делу N А10-1966/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Молокшонов Д.В., суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Капустина Л.В., Юдин С.И.),
установил:
Автономное учреждение Республики Бурятия "Забайкальская база авиационной охраны лесов" (ОГРН 1150327000482, ИНН 0326536735, г. Улан-Удэ, далее - АУ РБ "Забайкальская база авиационной охраны лесов", истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, г. Москва, далее - Федеральное агентство), Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037756363908, ИНН 7710168360, г. Москва, далее - Минфин РФ), Республике Бурятия в лице Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154, г. Улан-Удэ, далее - Республиканское агентство) о взыскании 128 086 068 рублей 91 копейки задолженности за выполненные работы по тушению лесных пожаров на территории Республики Бурятия в 2015 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2017 года с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 128 086 068 рублей 91 копейка долга и 200 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Республике Бурятия в лице Республиканского агентства лесного хозяйства отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Федеральное агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Из кассационной жалобы следует, что Федеральное агентство не является надлежащим ответчиком по настоящему делу; согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу АУ РБ "Забайкальская база авиационной охраны лесов" и Республиканское агентство сослались на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем, просили в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители Федерального агентства, АУ РБ "Забайкальская база авиационной охраны лесов" и Республиканского агентства поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на неё соответственно.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда -fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru) однако отзыв на кассационную жалобу не представили, своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций, приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 122 от 06.02.2015 "Об утверждении государственного задания АУ РБ "Забайкальская база авиационной охраны лесов" на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены значения нормативных затрат на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, государственное задание и размер субсидий для финансового обеспечения государственного задания.
Во исполнение упомянутого приказа между Республиканским агентством и АУ РБ "Забайкальская база авиационной охраны лесов" заключено соглашение от 06.02.2015 с дополнительным соглашением от 22.12.2015 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на 2015 год, которым установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в форме предоставления субсидий за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Бурятия от 15.12.2014 N 881-V "О республиканском бюджете на 2015 года и плановый период 2016 и 2017 годов".
Ссылаясь на то, что учреждением понесены затраты в связи с выполнением дополнительного объема работ по тушению лесных пожаров, которые не были учтены при утверждении государственного задания, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности истцом факта и размера понесенных расходов, а также из того, что понесенные истцом затраты являются расходными обязательствами Российской Федерации и должны финансироваться за счет средств казны Российской Федерации.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 названного Кодекса.
Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 7.3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий.
Правильно применив названные нормы права, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, установив факт выполнения истцом необходимых дополнительных работ на сумму 128 086 068 рублей 91 копейку по тушению лесных пожаров в 2015 году в связи с введением в Республике Бурятия особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации, суды пришли к обоснованному выводу, что понесенные истцом затраты являются расходными обязательствами Российской Федерации и должны финансироваться за счет средств казны Российской Федерации.
Поскольку финансовое обеспечение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией Республикой Бурятия переданных Российской Федерацией полномочий в области тушения лесных пожаров, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, постольку при удовлетворении исковых требований взыскание с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства расходов на проведение работ по тушению лесных пожаров отвечает требованиям законодательства.
Доводы заявителя, аналогичные изложенным в кассационной жалобе, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по основаниям, указанным в обжалуемом постановлении.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 октября 2016 года по делу N А10-1966/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2017 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.