город Иркутск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А58-8130/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэкология" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2023 года по делу N А58-8130/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Промэкология" (ОГРН 1061414002440, ИНН 1414012549, далее - ООО "Промэкология", получатель субсидии) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным требования государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ОГРН 1111435000819, ИНН 1435237430, далее - ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий", Агентство или учреждение) от 11.08.2022 N 524/07-14/б/749.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года, в удовлетворении требования отказано.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (Порядок проведения проверок на соблюдение организациями условий предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат, грантов в форме субсидий.. (утвержден приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 01.03.2022 N 118-од, далее - Приказ N 118-од), несоблюдение норм процессуального права (статьи 15, 271, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
По мнению заявителя кассационной жалобы: проверка была проведена в нарушение пункта 2.1.4 Приказа N 118-од за период с 2019 по 1 полугодие 2022 года, то есть за период 3,5 года, в связи с чем выявленное Агентством отклонение за 1 полугодие 2022 года в размере 1 622 498 рублей подлежало исключению из акта.
Общество полагает: проведение проверки на основании Приказа N 118-од незаконно, поскольку он не опубликован в установленном законом порядке.
Агентство в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Общество является получателем субсидий на возмещение недополученных доходов, в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (водоотведение с промежуточным вывозом автотранспортом).
Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги утвержден приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п утвержден Порядок (далее - Порядок N 450-п).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка N 450-п лимит субсидий на расчетный финансовый год формируется с учетом сумм субсидий фактических объемов поставки коммунальных ресурсов (услуг) льготной категории потребителей, но не вошедших в соглашения за прошедший отчетный период, подтвержденной проверкой сверхплановой субсидии, а также прогноза за январь - ноябрь расчетного календарного года в разрезе получателей субсидий по видам услуг с помесячным распределением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Лимит субсидий изменяется (корректируется) в случаях, определенных в подпункте 3.7.3 ПорядкаN 450-п.
Согласно пункту 3.7.3 данного Порядка для начисления субсидии получатели субсидий, заключившие соглашение не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, 4 представляют в агентство сведения, подтверждающие факт поставки коммунальных ресурсов (услуг) льготной категории потребителей
В рамках соглашений о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов и дополнительных соглашений к ним (всего штук), в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, Агентством начислено и перечислено обществу субсидий на общую сумму 70 868 669 рублей за проверяемые периоды.
По итогам проверки поставки коммунальной услуги водоотведение установлено, что фактически отгруженный объем населению организацией с учетом сопоставления данных составил 234 380,69 куб.м., что меньше от принятого к начислению объема на 1 808,67 куб.м., а сумма излишне выплаченной субсидии составила 892 811 рублей, о чем составлен акт от 15.07.2022 N 524/12-12/18 (письмом от 19.07.2022 N 524/07-14/6/652 с приложением заключения по возражениям направлен обществу).
Агентство направило обществу требование от 11.08.2022 N 524/07-14/б/749, в котором указало на необходимость возврата указанной суммы излишне выплаченной субсидии в течение 30 рабочих дней после получения требования.
Полагая указанное требование незаконным и нарушающим его права и интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из доказанности Агентством законности и обоснованности обжалуемого требования.
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в 7 соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ.
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) N 25-V от 05.12.2013 "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" (Закон N 25-V) возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно пунктам 2.3.4, 3.1.2 Порядка проведения проверок, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 01.06.2018 N 223-п (далее - Порядок N 223-п) и пункту 4.1.3 Приказа N 118-од при проведении проверки в отношении поставщиков водоотведения осуществляется сопоставление данных поставщика водоотведения с данными поставщика водоснабжения.
Руководствуясь данными нормами права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, арбитражные суды установили следующее.
По результатам проведенного в отношении общества в 2022 году контрольного мероприятия Агентством составлен акт от 15.07.2022 N 524/12-12/18, которым установлена сумма излишне выплаченной субсидии в размере 892 811 рублей.
Проверка проведена по представленным поставщиками коммунальных услуг данными объемов по услугам горячего и холодного водоснабжения по адресам жилого фонда, обслуживаемого обществом за период 2019-2021 годы в разрезе полугодий и лицевых счетов, и данными программного модуля Региональной государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия), с отчета 5.4 (поадресный расчет субсидии по услугам).
Факт наличия расхождений между данными поставщиков коммунальной услуги и данными, отраженными получателем субсидий в предоставляемых Агентству отчетах общество не оспаривает, доказательств, опровергающих данные факты, материалы дела не содержат и при рассмотрении дела о наличии таких доказательств обществом не заявлено.
В связи с изложенным, арбитражные суды пришли к обоснованным выводам: о наличии у общества обязанности по возврату суммы излишне выплаченной субсидии и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Суды обоснованно отклонили довод общества о неправомерности проведения проверки по мотиву неопубликования Приказа N 118-од, регламентирующего способ определения объема фактически потреблённых коммунальных услуг, со ссылкой на положения части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, из смысла и содержания которых следует, что водоснабжение и водоотведение являются единым процессом, в ходе которого население после использования полезных свойств воды практически в том же объеме сливает её в виде сточных вод, а такой расчетный способ, как сопоставление данных поставщика водоотведения с данными поставщика водоснабжения, достоверно отражает фактически потребленный населением объем услуг по водоотведению.
Довод о проведении проверки за пределами проверяемого периода судами также рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на его противоречие имеющемуся в деле приказу Агентства от 05.05.2022 N 524/07-17/133, согласно которому период проверки составляет 2019 - 2021 года, аналогичный период указан в акте от 15.07.2022 N 524/12-12/18 и все данные, все запросы, сведения из которых вошли в акт проверки, охватывают только период 2019 - 2021 годов.
Довод о необходимости исключения из акта отклонение за 1 полугодие 2022 года в размере 1 622 498 рублей также противоречит материалам дела: таблице N 6 на странице 12 акта проверки, где указанная сумма отклонения выявлена за 1-е полугодие 2019 года.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Излишне уплаченная при обращении с кассационной жалобой государственная пошлина в размере 1500 рублей (платежное поручение от 12 декабря 2023 года N 1199), подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
В остальной части расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2023 года по делу N А58-8130/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промэкология" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1199 от 12 декабря 2023 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отклонили довод общества о неправомерности проведения проверки по мотиву неопубликования Приказа N 118-од, регламентирующего способ определения объема фактически потреблённых коммунальных услуг, со ссылкой на положения части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункт 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, из смысла и содержания которых следует, что водоснабжение и водоотведение являются единым процессом, в ходе которого население после использования полезных свойств воды практически в том же объеме сливает её в виде сточных вод, а такой расчетный способ, как сопоставление данных поставщика водоотведения с данными поставщика водоснабжения, достоверно отражает фактически потребленный населением объем услуг по водоотведению."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 января 2024 г. N Ф02-7712/23 по делу N А58-8130/2022