город Иркутск |
|
17 апреля 2017 г. |
Дело N А19-3630/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года по делу N А19-3630/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Капустенская Е.Ф., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Басаев Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Киренский лесоперерабатывающий комплекс" (ОГРН 1073831000484, ИНН 3831000608, г. Киренск, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Территориальному отделу Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (в настоящее время - Территориальный отдел Министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству, далее - территориальный отдел) о признании незаконным отказа в приеме лесной декларации от 14.12.2015 N 01, обязании принять лесную декларацию.
Решением суда Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время - Министерство лесного комплекса Иркутской области, далее - министерство).
В кассационной жалобе министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 20.02.2017), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является арендатором лесного участка площадью 7 371, 7 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, "Киренская дача", квартала N N : 210-212, 241-243; Карелинское участковое лесничество, "Карелинская дача", квартала N N : 11, 12, 33, 47, в соответствии с договором от 14.04.2010 N 9117-15/10.
Общество 14.12.2015 представило в территориальный отдел лесную декларацию, с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 24 декабря 2015 года по 23 декабря 2016 года в соответствии с проектом освоения лесов.
Территориальный отдел отказал обществу в приеме названной лесной декларации, указав на ее несоответствие проекту освоения лесов, выразившееся в превышении ежегодного объема заготовки древесины в 2015 году при рубке спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству; несоответствие Распоряжению агентства лесного хозяйства Иркутской области N 2242-агр от 30.11.2015 "Об утверждении Порядка приема и рассмотрения лесных деклараций".
Не согласившись с вышеуказанным отказом, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из того, что отказ территориального отдела нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядку заполнения и подачи лесной декларации, требованиям к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17; пункту 10 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2); форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок N 17).
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка N 17).
Судами установлено, что заявленный обществом в спорной лесной декларации объем ликвидной древесины составляет 15 238 тыс. м3 и находится в пределах возможного годового объема отпуска древесины (пункт 1.4 договора от 14.04.2010 N 9117-15/10).
Проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что спорная декларация соответствует проекту освоения лесов, а также требованиям, предъявляемым Порядком N 17, а приведенные территориальным отделом основания для ее возвращения не соответствуют закону.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины (далее - Правила N 337), которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил N 337 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
В данном случае имеется в виду, что лицо, использующее леса для заготовки древесины, может получить дополнительный объем древесины за счет недоиспользования установленного отпуска древесины по лесному участку за предыдущие три года.
Суды, оценив данные о фактических характеристиках осуществляемой заявителем хозяйственной деятельности на арендованном участке, пришли к выводу о том, что территориальный отдел должен был руководствоваться пунктом 10 Правил N 337 и проанализировать объем вырубок древесины за предшествующие три года, который, как следует из материалов дела, позволяет обществу осуществить заготовку древесины в объеме, неиспользованном в 2013, 2014 годах.
Ввиду изложенного с учетом обстоятельств дела, условия применения вышеизложенного второго абзаца пункта 10 Правил N 337 суды первой и апелляционной инстанций сочли установленными.
Следовательно, отказ в приеме декларации по мотиву несоответствия проекту освоения лесов и соответствующий довод кассационной жалобы является необоснованным.
Таким образом, установив несоответствие оспариваемого отказа территориального отдела статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации, Порядку N 17, пункту 10 Правил, а также нарушение указанным решением прав и законных интересов общества, суды со ссылкой на положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворили заявленные требования.
Выводы арбитражных судов постановлены при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2016 года по делу N А19-3630/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.