город Иркутск |
|
04 мая 2017 г. |
Дело N А19-13575/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства лесного комплекса Иркутской области Красковой А.Н. (доверенность от 15.06.2016 N 1), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Ероповой С.П. (доверенность от 09.01.2017 N 1);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2016 года по делу N А19-13575/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Ткаченко Э.В.),
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) от 15.07.2016 N 473, N 474, предписаний от 15.07.2016 NN 156, 157.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транслестрейд" (далее - ООО "Транслестрейд").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 70.1, 75, 79, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 N 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений" (далее - Постановление N 1178), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод судов о законности ненормативных правовых актов антимонопольного органа, ссылаясь на то, что обязательное наличие картографических схем расположения лесных насаждений в аукционной документации, а также требование о необходимости указания всех известных сведений в проекте договора купли-продажи лесных насаждений при размещении документации об аукционе не предусмотрено действующим законодательством; за основу проекта договора купли-продажи лесных насаждений была принята типовая форма договора, утвержденная Постановлением N 1178; информация о местоположении лесных насаждений была указана в аукционной документации в необходимом объеме; в соответствии со статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение лесных насаждений определяется исходя из лесного квартала и (или) лесотаксационного выдела; основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка; на каждое лесничество утвержден лесохозяйственный регламент, который является общедоступным документом; суды не дали оценку доводам Министерства о невозможности аннулирования торгов и невозможности признания приостановленных торгов недействительными.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), ООО "Транслестрейд" своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Министерства в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 19 апреля 2017 года до 26 апреля 2017 года до 11 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании представитель Иркутского УФАС России указала на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.06.2016 организатором торгов - Агентством лесного хозяйства Иркутской области (в настоящее время Министерство лесного комплекса) - на официальном сайте (www.torgi.gov.ru) размещено извещение N 300616/2070680/01 о проведении торгов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по 3 лотам по Кировскому лесничеству в целях заготовки древесины для реализации направлений и осуществления мероприятий, включенных в федеральные, областные программы поддержки сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных производителей и связанных со строительством, ремонтом зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения и их отоплением, а также документация об аукционе.
Извещением определены дата завершения приема заявок - 13.07.2016 и дата проведения аукциона - 15.07.2016.
01.07.2016 организатором торгов на официальном сайте (www.torgi.gov.ru) размещено извещение N 010716/2070680/02 о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по 10 лотам по Усть-Ордынскому лесничеству, а также документация об аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона дата завершения приема заявок - 15.07.2016, дата проведения аукциона - 18.07.2016.
Извещения об аукционах содержат сведения о подлежащей заготовке лесных ресурсов с указанием ликвидного запаса, сведения о месте положения лесных насаждений с указанием местоположения участков (участковое лесничество, дача, тех. Участок), границ участка (N квартала, выдела), а также площадь по каждой аукционной единице.
ООО "Транслестрейд" обратилось в Иркутское УФАС России с жалобами на действия организатора аукционов в связи с размещением неполной информации, относящейся к предмету торгов, а именно: в документации отсутствуют сведения о месте
расположения лесных участков (отсутствует схема расположения лесных насаждений, являющаяся приложением к проекту договора). Содержащаяся в извещениях и документациях об аукционах информация не позволяет определить, где именно находятся лесные насаждения, что исключает возможность осмотреть их на местности, ознакомиться с их состоянием и качеством и принять участие в аукционе.
Решениями Иркутского УФАС России от 15.07.2016 N 473 и N 474 признаны обоснованными жалобы ООО "Транслестрейд" (пункты 1). Министерство признано нарушившим пункт 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации при организации и проведении торгов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Иркутской области в связи с утверждением и размещением документации об указанных аукционах, не соответствующей предусмотренным пунктом 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации требованиям к содержанию документации, в части отсутствия схемы расположения лесных насаждений, являющейся приложением к проекту договора (пункты 2).
Предписаниями от 15.07.2016 N 156, 157 Министерству предписано совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов путем аннулирования открытых аукционов в течение 5 рабочих дней с момента получения копии решений и предписаний.
Министерство, полагая, что названные решения и предписания не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанными заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1). В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины (часть 4).
Согласно части 1 статьи 77, части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
В силу пункта 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам (часть 7 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 N 1178 (далее - Постановление N 1178) утвержден типовой договор купли-продажи лесных насаждений. Неотъемлемой частью такого договора является схема расположения лесных насаждений (приложение N 2).
В примечании к Схеме указано, что для вычерчивания схемы расположения лесных насаждений используются следующие фрагменты картографических материалов лесоустройства: планшеты М 1:10000; планы лесонасаждений М 1:25000; карты-схемы лесничества (лесопарка) М 1:100000.
Судами установлено и не оспаривается Министерством, что аукционная документация (по обоим извещениям) не содержит выполненные с соблюдением требований Постановления N 1178 схемы расположения лесных насаждений, являющихся предметом аукциона. Поскольку проект договора купли-продажи лесных насаждений (со всеми полагающимися приложениями к нему, в том числе схемой расположения лесных насаждений) входит в состав документации об аукционе, суды пришли к правильному выводу о том, что отсутствие в такой документации надлежащим образом оформленной схемы расположения лесных насаждений, являющейся неотъемлемой частью проекта договора купли-продажи лесных насаждений, является нарушением требований пункта 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что обязательное наличие картографических схем расположения лесных насаждений в аукционной документации, а также требование о необходимости указания всех известных сведений в проекте договора купли-продажи лесных насаждений при размещении документации об аукционе не предусмотрено действующим законодательством, подлежит отклонению как несостоятельный в правовом отношении.
Местоположение лесных насаждений, в отношении которых заключается договор купли-продажи, определено до момента формирования документации об аукционе, в связи с чем такие сведения должны содержаться в документации в силу прямого указания лесного законодательства, установившего требование о приложении к документации об аукционах проекта договоров купли-продажи.
Ссылка Министерства на то, что в соответствии со статьями 70.1, 75 Лесного кодекса Российской Федерации информация о местоположении лесных насаждений была указана в аукционной документации, но не в виде картографического описания, не влияет на правильность вывода судов о необходимости размещения в соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации в документации об аукционе проекта договора купли-продажи лесных насаждений с приложением схемы расположения лесных насаждений.
Довод заявителя жалобы об отсутствии оценки судами доводов Министерства о невозможности аннулирования торгов и невозможности признания приостановленных торгов недействительными, не соответствуют содержанию судебных актов, из которых следует, что поскольку судами установлено, что выявленные антимонопольным органом нарушения повлияли (могли повлиять) на принятие хозяйствующими субъектами - потенциальными участниками торгов решений об участии в аукционах, предписания об аннулировании аукционов Иркутским УФАС России выданы в соответствии с положениями частей 17 и 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе, в том числе выдавать организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Таким образом, поскольку антимонопольный орган доказал соответствие закону оспариваемых решений и предписаний, а заявитель не представил доказательства нарушения названными актами его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2016 года по делу N А19-13575/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.