город Иркутск |
|
02 февраля 2024 г. |
Дело N А19-10607/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей Тютриной Н.Н., Фирсова А.Д.,
при участии директора общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "БЛТК" Комаровского И.Н. (паспорт, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "БЛТК" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2023 года по делу N А19-10607/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "БЛТК ЛТД" (ОГРН 1033800517695, ИНН 3801004676, 17.08.2022 изменено наименование на общество с ограниченной ответственностью "ПКФ "БЛТК", далее - ООО "ПКФ "БЛТК", истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", региональный оператор, ответчик) о перерасчете платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за 2019, 2020, 2021 и 2022 годы; о понуждении к заключению дополнительного соглашения N 1 от 21.02.2022 на период с 01.01.2021 по 31.12.2022 с приложением N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 5862-2019/ТКО от 17.01.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2023 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал о необходимости проверки расчета платы за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 16.05.2021 на соответствие действующим нормативным актам.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО за 2021, 2022 годы; признать заключенным дополнительное соглашение N 1 от 21.02.2022 на период с 01.01.2021 по 31.12.2022 с приложением N 1 на период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
Ответчик произвел перерасчет платы по Временным нормативам, утвержденным Приказом Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 31.05.2021 N 58-3-мпр, в связи с чем в материалы дела представил корректирующие универсальные передаточные документы за январь-май 2021 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требования об оплате услуг по обращению с ТКО должны предъявляться к арендаторам; необходимо применять норматив для иных предприятий и организаций, так как торговля продовольственными, специализированными и промышленными товарами не является видом деятельности истца; расчет задолженности с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) неправомерен.
В судебном заседании 24.01.2024 представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "РТ-НЭО Иркутск" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ответчик является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с ТКО.
Истец является собственником нежилого здания общей площадью 989,6 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 84, д. 17а.
Между истцом и ответчиком на условиях типового заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО N 5862-2019/ТКО от 17.01.2019 в редакции дополнительных соглашений, учет объема ТКО производится расчетным способом исходя из нормативов накопления ТКО.
С января 2019 года региональный оператор оказывает истцу услуги по обращению с ТКО. При определении объема оказанных услуг применялись нормативы накопления ТКО, утвержденные приказами Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр, от 31.05.2021 N 58-3-мпр.
Обращаясь с иском, ООО "ПКФ "БЛТК" указало, что при определении объема ТКО необходимо применять норматив для иных предприятий и организаций, в связи с чем просит произвести перерасчет платы и внести изменения в договор.
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 422 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 года N 505 (далее - Правила N 505), исходили из отсутствия правовых основания для удовлетворения иска.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
По смыслу Закона N 89-ФЗ, на территории субъектов Российской Федерации сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечивает специальный субъект правоотношений в сфере обращения с ТКО - региональный оператор по обращению с ТКО.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами N 505.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления отходов, б) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения. В пункте 6 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО в отношении собственников ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (дополнительные соглашения к договору на оказание услуг по обращению, в том числе дополнительное соглашение N 1 от 21.08.2022, выписку из Единого государственного реестра недвижимости, фотоматериалы, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, универсальные корректировочные документы от 18.07.2023 N 18897634632 к счету-фактуре от 31.01.2021, N 18897634633 N 18897634632 к счету-фактуре от 28.02.2021, N 18897634634 к счету-фактуре от 31.03.2021, N 18897634635 к счету-фактуре от 30.04.2021, N 18897634636 к счету-фактуре от 31.05.2021), суды установили факт заключения с ответчиком договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового. Расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан верным. Суды установили, что ответчиком произведен перерасчет суммы платы за услуги по обращению с ТКО за январь-май 2021 года по временным нормативам, исходя из фактического вида деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.
Так, суды установили, что основным видом деятельности общества "ПКФ "БЛТК" с середины 2021 года является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, который предполагает передачу помещений во временное владение и пользование иным лицам; фактически по адресу: г. Ангарск Иркутской области, квартал 84, д. 17а находится торговый центр, в котором расположены как продовольственные магазины, так и магазины специализированных товаров. С учетом указанных обстоятельств, а также положений Правил N 505, суды пришли к правильному выводу о необходимости применения при определении объема ТКО нормативов, утвержденных для категорий объектов, на которых образуются отходы.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости применения норматива для иных предприятий и организаций, правомерно отклонены судами со ссылкой на приведенные выше обстоятельства относительно конкретной, установленной судами, категории объекта истца, на котором образуются отходы (предприятие торговли).
При указанных обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца.
Довод заявителя о том, что требования об оплате услуг по обращению с ТКО должны предъявляться к арендаторам, отклоняется судом округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости.
Вопреки доводам ответчика, в данном случае именно он как собственник нежилых помещений несет обязанность по оплате оказанных региональным оператором услуг, поскольку судами установлено, что между арендаторами и региональным оператором договор оказания услуг по обращению с ТКО не заключен. Доказательства, подтверждающие наличие фактических договорных отношений (оплата арендаторами за услуги по обращению с ТКО) в материалы дела не представлены.
В отсутствие договора между арендаторами нежилого помещения и региональным оператором, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике нежилых помещений, что соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя о неправомерном определении стоимости услуг с НДС, поскольку органом осуществляющим регулирование тарифов были утверждены тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (приказы службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2019 N 375-спр, от 18.02.2020 N 17-спр) с учетом НДС.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2023 года по делу N А19-10607/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
Н.Н. Тютрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления отходов, б) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения. В пункте 6 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО в отношении собственников ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 февраля 2024 г. N Ф02-7353/23 по делу N А19-10607/2022
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7353/2023
02.11.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6528/2022
28.08.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10607/2022
25.05.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1896/2023
22.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6528/2022
07.11.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10607/2022