город Иркутск |
|
05 мая 2017 г. |
Дело N А10-3997/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2016 года по делу N А10-3997/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Борголова Г.В.; суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Скажутина Е.Н., Макарцев А.В.),
установил:
администрация города Улан-Удэ (ОГРН: 1020300979192, ИНН: 0323076085, г. Улан-Удэ; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН: 1020300967257, ИНН: 0323054892, г. Улан-Удэ; далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании убытков за счет казны Республики Бурятия в размере 1 386 029 рублей 40 копеек, понесенных в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Жимбуевой И.В. (далее - Жимбуева И.В.).
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гражданка Жимбуева И.В., министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН: 1020300974870, ИНН: 0323080765, г. Улан-Удэ; далее - министерство социальной защиты) и министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН: 1127746554320, ИНН: 7707780887, г. Москва; далее - министерство строительства).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года, исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить или изменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неверное толкование судами подпункта 24 пункта 2, пункта 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Ответчик полагает, что порядок предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, определяется законодательством субъектов Российской Федерации. При этом в федеральном бюджете должны предусматриваться соответствующие средства в форме субвенций. Вставшие на учет после 01.01.2005 указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а не являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
По мнению министерства финансов, к межбюджетным отношениям не может быть применен порядок возмещения убытков, установленный Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Также ответчик указывает на то, что Республикой Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 10.11.2010 N 1734-IV "О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия", которым обязательства Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 не установлены.
Более того, заявитель кассационной жалобы полагает, что представленный расчет стоимости жилья, основанный на средней цене 1 кв.м общей площади жилых помещений на вторичном рынке жилья г. Улан-Удэ, не может служить достаточным доказательством размера ущерба. Необходимо исходить из реальной стоимости такого жилья.
Также министерство финансов указывает на то, что истец не понес убытки, поскольку не утратил право собственности на спорное помещение, а лишь передал его по договору социального найма.
Кроме того, министерство финансов считает, что наличие у гражданина заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, далее - перечень N 378), само по себе не является основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Отзывов на кассационную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Жимбуева И.В. является инвалидом и имеет диагноз, входящий в перечень N 378. На основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29 мая 2013 года на администрацию возложена обязанность предоставить Жимбуевой И.В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади.
Во исполнение указанного решения администрация предоставила Жимбуевой И.В. жилое помещение общей площадью 33,1 кв.м. по адресу: г. Улан-Удэ, поселок Сокол, дом 4, квартира 10, заключив с ней договор социального найма жилого помещения от 05.06.2014 N 39 (далее - жилое помещение).
Письмом от 14.06.2016 N 0 2-04-16-20-И1766/16 министерство финансов отказало истцу в компенсации расходов в виде стоимости предоставленного Жимбуевой И.В. жилого помещения.
Полагая, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования за счет средств Республики Бурятия, исходили из того, что приобретение спорных жилых помещений для лиц, вставших на учет после 01.01.2005, страдающих заболеваниями, включенными в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Выводы судов является обоснованными и правомерными в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Жимбуева И.В. страдает хроническим психическим заболеванием, с 1998 года является инвалидом 2 группы. Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 02 октября 2007 года Жимбуева И.В. признана недееспособной.
Распоряжением администрации Советского района г. Улан-Удэ от 15.10.2012 N 799-р произведена постановка Жимбуевой И.В. на учет в качестве нуждающейся в отдельном жилом помещении в связи с тяжелой формой хронического заболевания.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 перечня N 378, лица с кодом заболевания F 20.0 отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Действующее законодательство не предусматривает порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
Доказательства выделения субъекту (Республике Бурятия) или органу местного самоуправления в спорный период из федерального или областного бюджетов денежных средств для приобретения жилья для данной категории граждан, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Более того, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, осуществляются за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права основаны на неверном толковании указанных норм самим заявителем
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2016 года по делу N А10-3997/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2016 года по делу N А10-3997/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.