г. Иркутск |
|
11 сентября 2008 г. |
N А19-1774/08-48- |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области - Ишигилова М.Л. (доверенность N ЛЛ-11/5260 от 04.08.2008), администрации г. Иркутска - Стрельцова В.А (доверенность N 059-72-18/8 от 10.01.2008), общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Стройресурс" - Фабричного А.И. (доверенность от 09.07.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области на решение от 30 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1774/08-48 (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.),
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области (далее - ТУ Росимущества по Иркутской области) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации г. Иркутска и обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Стройресурс" (далее - ООО "НПП "Стройресурс", общество) о признании недействительными постановления мэра г. Иркутска N 031-06-1631/5 от 22.09.2005 и договора аренды земельного участка N 3168 от 22.09.2005.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области, Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (далее - ИВВАИУ).
Решением от 30 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТУ Росимущества по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 30 июня 2008 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильном применении норм материального права, в частности пункта 2 статьи 9, статьей 17, 53 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", пункта 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне".
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что земельный участок кадастровый номер 38:36:000022:0226 был поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный земельный участок. Суд также не дал надлежащей оценки письму от 13.12.2007, в котором администрация г. Иркутска признает факт нахождения предоставленного в аренду обществу земельного участка в границах земельного участка, находящимся в бессрочном пользовании ИВВАИУ.
Заявитель полагает, что администрация г. Иркутска, вынося оспариваемое постановление, распорядилась федеральной собственностью, и тем самым вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
Заявитель также указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства отказа либо иного основания прекращения права постоянного бессрочного пользования земельным участком ИВВАИУ, что свидетельствует о незаконности принятого администрацией ненормативного правового акта.
Администрация г. Иркутска и ООО "Стройресурс" в отзывах на кассационную жалобу выражают несогласие с содержащимися в ней доводами и указывают на законность состоявшегося по делу судебного акта.
Присутствующий в судебном заседании представитель ТУ Росимущества по Иркутской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители администрации г. Иркутска и ООО "НПП "Стройресурс" возразили против доводов кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.02.1986 ИВВАИУ выдан государственный акт на право пользования землей, которым за указанным землепользователем закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 97,41 га земли в границах согласно плану землепользования. Земли предназначены для спецназначения. Согласно плану землепользования, являющегося приложением к государственному акту, земельный участок состоит из трех частей общей площадью 97, 41 га.
12.12.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, уч. N 176, площадью 97,41 га, кадастровый номер 38:36:000022:0226, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38-АГ N 415424.
22.09.2005 постановлением мэра г. Иркутска N 031-06-1631/5 "О предоставлении ООО "НПП "Стройресурс" земельного участка под строительство жилого дома в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Советской" обществу предоставлен из земель поселений земельный участок площадью 6 922 кв.м с кадастровым номером 38:36:000020:0837 под строительство жилого дома в аренду сроком на 10 лет, расположенный в Куйбышевском районе г.Иркутска по ул.Советская.
На основании постановления N 031-06-1631/5 от 22.09.2005 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (арендодатель) и ООО "НПП "Стройресурс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 3168 от 22.11.2005, согласно пункту 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Кубышевский район, Советская ул., кадастровый номер 38:36:000020:0837, площадью 6 922 кв.м из земель поселений.
03.05.2006 право аренды на земельный участок зарегистрировано за ООО "НПП "Стройресурс", что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/056/2007-029 от 26.11.2007.
Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска) N 504-02-1706/6 от 20.09.06 на основании материалов межевания земельного участка кадастровый номер 38:36:000022:0226, проведенного по заявлению квартирно-эксплуатационной части района Белая, утвержден проект границ земельного участка площадью 889 796 кв.м., расположенного на землях поселений в Октябрьском районе г. Иркутска по ул.Советская, 176 под эксплуатацию существующих зданий.
Распоряжением КУМИ г. Иркутска N 504-02-495/7 от 12.02.07 отменено распоряжение N 504-02-1706/6 от 20.09.06 и утвержден проект границ земельного участка площадью 900 710 к.м., расположенного по тому же адресу. Соответствующие сведения внесены в Единый государственный земельный кадастр, что подтверждается Выпиской из государственного кадастра недвижимости N 74/08-2-1514 от 14.05.08.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области в письме N 052-03-1375/7 от 08.11.2007 пояснило, что в границах земельного участка площадью 6,55 га (обособленный участок из участка общей площадью 97,41 га) на государственный кадастровый учет поставлены три земельных участка, один из которых с кадастровым номером 38:36:000020:0837, площадью 6 922 кв.м, арендатор ООО "НПП "Стройресурс".
Согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:0837 поставлен на кадастровый учет на основании постановления мэра г.Иркутска N 031-06-1442/2 от 19.08.2005.
ТУ Росимущества по Иркутской области, полагая, что постановление мэра г.Иркутска N 031-06-1631/5 от 22.09.2005 и договор аренды земельного участка N 3168 от 22.11.2005 являются незаконными и нарушает право собственности Российской Федерации на земельный участок, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие расположение земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:0837, предоставленного в аренду ООО "НПП "Стройресурс", в границах земельного участка, предоставленного ИВВАИУ на основании государственного акта от 17.02.1986.
Суд также пришел к выводу, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о распоряжении администрацией г. Иркутска земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с обжалуемым судебным актом и считает его постановленным при неправильном применении норм материального права и несоблюдении норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Решение является законным, если оно вынесено в соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.
Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
Согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть обязательно указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования закона судом первой инстанции не соблюдены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что земельный участок общей площадью 97,41 га предоставлен ИВВАИУ на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом на право пользования землей от 17.02.1986. Согласно плану землепользования, являющегося приложением к государственному акту, земельный участок общей площадью 97,41 га состоит из трех частей площадью: 89 га, 1,86 га, 6,55 га.
Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, уч. N 176, кадастровый номер 38:36:000022:0226, зарегистрировано 12.12.2006 в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 87, пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, и эти земли являются федеральной собственностью.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
С учетом изложенного, земельный участок площадью 97,41 га, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, уч. N 176, кадастровый номер 38:36:000022:0226, относится к федеральным землям и принадлежит ИВВАИУ на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При рассмотрении дела судом установлено, что документов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном законодательством, в отношении какой-либо части земельного участка в дело не представлено.
Между тем, судом первой инстанции сделан вывод о законности действий администрации г.Иркутска по распоряжению спорным земельным участком, который нельзя признать правомерным, как несоответствующий фактическим обстоятельствам и противоречащие нормам материального права, установленным статьями 29, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности его принятия возлагается на орган, принявший оспариваемый акт, а суд обязан проверить, не нарушаются ли оспариваемым актом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При разрешении настоящего спора судом надлежащим образом не установлено, на основании каких правомочий администрация г. Иркутска передала в аренду ООО "НПП "Стройресурс" земельный участок, а также не исследовано и не дана надлежащая оценка в совокупности с имеющимися в деле доказательствами разрешению заместителя Министра обороны Российской Федерации N 147/3/3/30043 от 21.01.1999, которым часть участка ИВВАИУ площадью 6,55 га вместе с жилыми домами передана Городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству.
Кроме того, суд, принимая решение о ненахождении спорного земельного участка в границах принадлежащего ИВВАИУ на праве бессрочного пользования земельного участка, не установил фактическое взаимное месторасположение спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, привели к неправильному разрешению дела по существу, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены принятого по делу судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть изложенное, правильно определить круг фактических обстоятельств, исходя из оснований и предмета принятого к рассмотрению заявления; полно и всесторонне исследовать все имеющиеся в деле доказательства; принять судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1774/08-48 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.В. Орлов |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.