г. Иркутск |
|
28 февраля 2011 г. |
N А19-13001/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
прокуратуры Иркутской области - Крюковой И.Э. (удостоверение),
администрации Ангарского муниципального образования - Иванова В.С. (доверенность N 2/15-305 от 22.02.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заместителя Прокурора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2010 года по делу N А19-13001/10 (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.),
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Изумрудное" (ОГРН: 1093801001106) (далее - ДНТ "Изумрудное) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации Ангарского муниципального образования (далее - администрация) от 05.02.2010 N 104-па "Об отмене постановления администрации Ангарского муниципального образования от 30.12.2009 N 237-па" и обязании администрации принять решение о предоставлении товариществу земельного участка по адресу: г. Ангарск, в 30 метрах западнее жилого дома N 3 кв.47.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2010 года заявленные требования удовлетворены в части, суд признал незаконным постановление от 05.02.2010 N 104-па. В отношении второго требования принято дополнительное решение от 1 октября 2010 года об отказе в удовлетворении заявленного требования об обязании администрации принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе заместитель Прокурора Иркутской области просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2010 года отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным постановления администрации Ангарского муниципального образования от 05.02.2010 N 104-па.
Как указывает прокурор в кассационной жалобе, в прокуратуру обратились жители г. Ангарска с заявлением о проверке законности судебного акта.
Обращаясь с кассационной жалобой в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор считает, что испрашиваемый ДНТ "Изумрудное" земельный участок частично охватывает земли городского парка "10-летия г. Ангарска", предварительное согласование места размещения застройки ДНТ "Изумрудное" осуществлено с нарушением частей 2, 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 4, 12, 13, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
В кассационной жалобе приводятся доводы о том, что в соответствии с представленными администрацией документами, явившимися основанием для предварительного согласования места застройки, не была изучена потребность граждан в таких земельных участках, схема зонирования территории не утверждалась органом местного самоуправления, население в порядке части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не было информировано о возможном предоставлении земельного участка.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель администрации Ангарского муниципального образования считает судебный акт подлежащим отмене, согласен с доводами кассационной жалобы.
ДНТ "Изумрудное" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 24 февраля 2011 года, о чём сделано публичное извещение.
После перерыва представитель администрации представил письменное пояснение по делу и указал, что оспоренное по настоящему делу постановление администрации об отмене ранее принятого постановления было вынесено в связи с получением предписания прокуратуры г. Ангарска, о чём не было сообщено суду первой инстанции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено материалами дела и судом, 30.12.2009 администрация Ангарского муниципального образования на основании заявления председателя ДНТ "Изумрудное" и материалов согласования приняла постановление N 237-па "О предварительном согласовании ДНТ "Изумрудное" места размещения застройки ДНТ "Изумрудное" на земельном участке, расположенном: Иркутская область, г. Ангарск, в 30 метрах западнее жилого дома N 3 квартала 47".
05.02.2010 администрация приняла постановление N 104-па, которым постановление о предварительном согласовании места размещения застройки было отменено.
Признавая по заявлению ДНТ "Изумрудное" постановление от 05.02.2010 N 104-па незаконным, суд исходил из следующих установленных им обстоятельств.
ДНТ "Изумрудное" в соответствии с Федеральным законом N 66-ФЗ обратилось к мэру Ангарского муниципального образования с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка 7,2 га по указанному выше адресу.
В письме от 11.08.2009 N 2/07-1153 администрация Ангарского муниципального образования сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с проектом "Корректировка Генерального плана г. Ангарска", утверждённым решением Думы Ангарского муниципального образования от 29.03.2005 N 377-58Д(4), расположен в природно-рекреационной зоне (городские парки, скверы, бульвары). В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ангарска, утверждёнными решением Думы г. Ангарска от 01.10.2008 N 158-14гД, земельный участок расположен в зоне естественных ландшафтов и озеленённых территорий, границы которой проходят в пределах территориальных зон Р-1А/22 и Ж-2/17.
Суд установил, что согласно данным о принадлежности к функциональной зоне (лист 3 справки ИСОГД N 707/09) (л.д.47) рассматриваемый земельный участок является частью функциональных зон:
- "Природно-рекреационная зона (городские парки, скверы, бульвары)", основание принадлежности: проект "Корректировка Генерального плана г. Ангарска", утверждённый решением Думы Ангарского муниципального образования от 29.03.2005 N 377-58Д(4); разрешенное использование: в соответствии с регламентом зоны и действующими нормами; фактическое использование: участок залесён (деревья хвойных пород). Имеются грунтовые проселочные дороги, элементы паркового благоустройства. Рельеф покрыт луговой растительностью;
- "Жилая застройка (малоэтажная уплотнённая застройка до 4-х этажей"), основание принадлежности: Правила землепользования и застройки г. Ангарска, утверждённые решением Думы г. Ангарска от 01.10.2008 N 158-14гД; разрешенное использование: в соответствии с регламентом зоны и действующими нормами; фактическое использование: в соответствии с топографическим планом на участке имеются инженерные сети, теплотрасса, электрокабели к ТП, водопровод, линии связи, канализация ливневая, электрокабели внешнего освещения.
Из судебного акта также усматривается, что акт выбора земельного участка от 14.12.2009 N 2335 и схема расположения земельного участка, утверждённые постановлением администрации от 30.12.2009 N 237-па, подтверждают расположение земельного участка на землях населённого пункта.
Суд указал, что постановление N 104-па, которым было отменено постановление от 30.12.2009 N 237-па о предварительном согласовании места размещения застройки ДНТ "Изумрудное", является незаконным, так как не были приведены мотивы, по которым постановление N 237-па подлежало отмене, отсутствуют ссылки на нормы права, кроме ссылок на Устав Ангарского муниципального образования. Кроме того, суд учёл, что постановление N 237-па было принято с соблюдением действующего законодательства.
Выводы суда по делу постановлены при неправильном применении норм материального права, что влечёт отмену судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Названная правовая позиция содержится, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04.
В силу пункта 4 статьи 46 Устава Ангарского муниципального образования муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт.
Из материалов дела видно, что оспариваемое по настоящему делу постановление N 104-па (л.д. 30, том 1) было принято на основании Устава Ангарского муниципального образования, подписано должностным лицом - мэром Ангарского муниципального образования, то есть должностным лицом, принявшим постановление N 237-па.
Следовательно, отменяя постановление N 237-па, мэр действовал в пределах своих полномочий.
В материалах дела также имеются сведения о том, что прокурором г. Ангарска была проверена законность постановления N 237-па, которое было принято с нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 66-ФЗ. В ходе проведения прокурорской проверки 05.02.2010 мэром Ангарского муниципального образования постановление N 237-па было отменено, мэр Ангарского муниципального образования был предостережен прокурором о недопущении нарушений земельного законодательства(л.д. 98, том 2).
При таких условиях у суда отсутствовали основания считать, что оспариваемое постановление N 104-па является незаконным.
Кроме того, суд неправильно применил нормы материального права, посчитав, что отменённое постановление N 237-па издано с соблюдением действующего законодательства.
Названное усматривается из следующих установленных судом обстоятельств.
Мэру Ангарского муниципального образования было подано председателем правления ДНТ "Изумрудное" заявление о предоставлении земельного участка товариществу в безвозмездное срочное пользование (л.д. 26, том 1).
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ) земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В силу статьи 19 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного срочного или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется.
Следовательно, на день обращения 20.02.2009 с заявлением в администрацию испрашиваемый земельный участок мог быть предоставлен некоммерческому объединению в соответствии с законом в собственность. При таких условиях до уточнения у ДНТ "Изумрудное" вопроса о том, на каком праве истребуется земельный участок, у администрации не имелось правовых оснований для осуществления процедуры предварительного согласования места размещения застройки ДНТ "Изумрудное" в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что место размещения застройки предварительно согласовано из земель населённого пункта.
Между тем согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ).
Следовательно, выбор и предоставление земельного участка в данном случае должны были производиться из фонда перераспределения земель, а не из земель населённого пункта.
Не основан на законодательстве и вывод суда о наличии оснований для предоставления товариществу земельного участка из земель природно-рекреационной зоны (городские парки, скверы, бульвары).
Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
С учётом изложенного, выделение товариществу земельного участка для размещения застройки частично в рекреационной зоне, не за счёт фонда перераспределения земель, предварительное согласование места размещения в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления на праве, не предусмотренном для дачного некоммерческого объединения названной нормой (праве безвозмездного срочного пользования), в совокупности свидетельствуют о незаконности постановлении N 237-па, в связи с чем противоположенный вывод суда постановлен при неправильном применении статей 30, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 12, 13, 14 Федерального закона N 66-ФЗ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены Арбитражным судом Иркутской области на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применены нормы материального права, решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2010 года следует отменить и принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемое по настоящему делу постановление N 104-па соответствует законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы ДНТ "Изумрудное", в удовлетворении требования о признании постановления N 104-па незаконным следует отказать.
Руководствуясь статьями 201, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2010 года по делу N А19-13001/10 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных дачным некоммерческим товариществом "Изумрудное" требований о признании незаконным постановления от 05.02.2010 N 104-па "Об отмене постановления администрации Ангарского муниципального образования от 30.12.2009 N 237-па" отказать. Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.