город Иркутск |
|
12 мая 2017 г. |
Дело N А33-9925/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Желтоухова Е.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде Федосеевой Н.Е. - представителя Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (доверенность от 09.01.2017) и Министерства обороны Российской Федерации (доверенность от 22.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2016 года по делу N А33-9925/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 января 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Альтергот М.А., суд апелляционной инстанции: Шошин П.В., Парфентьева О.Ю., Радзиховская В.В.),
установил:
федеральное государственное казённое учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, регистрирующий орган), выразившегося в непринятии мер по своевременной регистрации перехода права на имущество; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем проведения регистрации перехода прав собственности на имущество к муниципальному образованию Астафьевский сельсовет Канского района Красноярского края на объекты недвижимого имущества, переданные в муниципальную собственность на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.09.2015 N 859 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Астафьевский сельсовет Канского района Красноярского края".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, администрация Астафьевского сельсовета Канского района Красноярского края (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 января 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ), части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что законодательством установлена ускоренная и упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности и государственной регистрации перехода права; решение о передаче объектов принимается в одностороннем порядке, согласование такого решения с органом местного самоуправления не предусмотрено; единственным документом, необходимым для государственной регистрации прав муниципальной собственности на переданное в порядке Федерального закона N 423-ФЗ имущество является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, при этом не требуется заявление правообладателя (органа местного самоуправления); оформление передаточного акта или иного документа, подтверждающего передачу имущества, не требуется, поэтому выводы судов о том, что фактически названные объекты не передавались, не имеют правового значения; на органы муниципальной власти возложена безусловная обязанность принять имущество в том состоянии, в котором оно находится без дополнительного финансирования и ремонта; суды неправомерно применили правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу передачи в муниципальную собственность военного имущества, необходимость в котором для обеспечения полномочий в области обороны страны и безопасности государства отпала, сформированную до принятия и вступления в силу Федерального закона N 423-ФЗ и не относящуюся к военному имуществу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Четвертого арбитражного апелляционного суда.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Управление Росреестра по Красноярскому краю и Администрация своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.09.2015 заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ N 859 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Астафьевский сельсовет Канского района Красноярского края" (далее - Приказ от 09.09.2015 N 859), в соответствии с которым перечисленное в приказе недвижимое имущество в границах военного городка 1С приказано передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования Астафьевский сельсовет Канского района Красноярского края в соответствии с Федеральным законом N 423-ФЗ. Начальнику ФГКУ "Сибирское ТУИО" предписано обеспечить передачу имущества в собственность муниципального образования Астафьевский сельсовет Канского района, подписание передаточного акта в 4-х экземплярах, направление передаточного акта в одном экземпляре муниципальному образованию, направление подписанного акта в Управление Росреестра по Красноярскому краю.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" письмом от 17.02.2016 направило Управлению Росреестра по Красноярскому краю заверенную копию упомянутого приказа.
Письмами от 05.10.2015 N 52/27310, от 10.03.2016 N 52/5562 Управление Росреестра по Красноярскому краю проинформировало Администрацию о поступлении в Управление Приказа от 09.09.2015 N 859 и предложило в кратчайшие сроки обратиться с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности на переданное по указанному приказу имущество.
Решениями Астафьевского сельского совета депутатов Канского района Красноярского края от 20.11.2015 N 2-6, от 25.03.2016 N 6-15 на основании акта совместного осмотра имущества от 07.10.2015 отказано в принятии объектов недвижимого имущества высвобожденного военного городка "площадки 1С" Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории муниципального образования Астафьевский сельсовет Канского района Красноярского края, указанных в передаточном акте от 30.09.2015 N 3/859.
Письмом от 18.02.2016 N 141/5/2/2770 Учреждение обратилось в регистрирующий орган с просьбой проинформировать о проведенных мероприятиях по государственной регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество согласно Приказу от 09.09.2015 N 859.
Управление Росреестра по Красноярскому краю письмом от 19.04.2016 N 52/10336 сообщило ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России о поступлении указанного выше приказа в Управление Росреестра по Красноярскому краю 01.10.2015, его перенаправлении в Канский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю и необходимости для проведения государственной регистрации заявления о государственной регистрации от муниципального образования, а также указало, что для осуществления государственной регистрации перехода права на переданное по приказу имущество необходимо соответствующее заявление от Администрации. Поскольку такое заявление не поступало, основания для осуществления государственной регистрации права собственности, перехода права собственности на переданное имущество отсутствуют.
ФГКУ "Сибирское ТУИО", полагая, что бездействие регистрирующего органа, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации перехода права на имущество, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании данного бездействия незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое бездействие регистрирующего органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку объекты недвижимого имущества фактически не передавались муниципальному образованию Астафьевский сельсовет Канского района и волеизъявление на принятие этого имущества со стороны Администрации отсутствует.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
Согласно статье 3 Федерального закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (пункт 1). Данное решение является основанием для: прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество (пункт 8). В течение двух рабочих дней со дня принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество (пункт 9). Предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (пункт 12).
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации в редакции Федерального закона N 423-ФЗ, действующей в спорный период, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. Государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из анализа приведённых норм действующего законодательства, суды правильно указали, что этими нормами установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Вместе с тем в рассматриваемом случае суды установили, что муниципальное образование мотивировано отказалось от принятия спорного имущества, решениями Астафьевского сельского совета депутатов Канского района Красноярского края от 20.11.2015 N 2-6 и от 25.03.2016 N 6-15 на основании акта совместного осмотра имущества от 07.10.2015 отказано в принятии объектов недвижимого имущества высвобожденного военного городка "площадки 1С" Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории муниципального образования Астафьевский сельсовет Канского района Красноярского края, указанных в передаточном акте от 30.09.2015 N 3/859; согласно пояснениям Администрации, данным в судах первой и апелляционной инстанций, определенные к передаче Приказом от 09.09.2015 N 859 объекты имущества находятся в неисправном состоянии, нуждаются в капитальном ремонте, расположены в удалении на 7 км от ближайшего населенного пункта; технологически не присоединены к объектам жилищно-коммунального хозяйства поселения, у них полностью отсутствует система теплоснабжения, нет электроснабжения, стёкол, имеются аварийные здания; часть из объектов являются специализированными военными сооружениями, которые не пригодны к эксплуатации в целях решения вопросов местного значения без значительной реконструкции и ремонта, средства на которые в бюджете сельсовета отсутствуют. Спорные объекты недвижимого имущества фактически не передавались муниципальному образованию Астафьевский сельсовет Канского района, Приказ от 09.09.2015 N 859 не исполнен.
При таких фактических обстоятельствах, установленных по данному делу, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, от 07.02.2012 N 234-О-Р, основанную на конституционно-правовом статусе органов государственной власти и органов местного самоуправления; то, что Федеральный закон N 423-ФЗ иного прямого регулирования вопроса о передаче военного имущества в собственность субъектов или муниципалитета при возражениях со стороны последних и без учета их волеизъявления, не содержит; принимая во внимание, что в данном случае объекты недвижимого имущества фактически не передавались муниципальному образованию Астафьевский сельсовет Канского района при мотивированном волеизъявлении его на их непринятие, учитывая особенность законодательства о государственной регистрации, которая предусматривает, что переход права подлежит регистрации на основании заявлений обеих сторон; а также, что Управление Росреестра по Красноярскому краю предприняло меры к проведению государственной регистрации, суды обоснованно признали отсутствующими основания для признания бездействия регистрирующего органа незаконным.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведённых суждений судебных инстанций и учёта доводов заявителя кассационной жалобы, содержащих иное толкование вышеупомянутых норм материального права, противоречащее их истолкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2016 года по делу N А33-9925/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 января 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.