г. Иркутск |
|
8 февраля 2012 г. |
N А19-8033/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "АВГ" - Журавлевой Татьяны Валерьевны (доверенность от 01.02.2012), Крамынина Владимира Олеговича (доверенность от 01.02.2012); представителей Иркутской таможни - Дюндик Марины Геннадьевны (доверенность от 30.12.2011), Репиной Ларисы Сергеевны (доверенность от 30.12.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВГ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2011 года по делу N А19-8033/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВГ" (г. Иркутск;
ОГРН 1023801007493; далее - ООО "АВГ", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Иркутской таможни (г. Иркутск; ОГРН 1023801543908; далее - таможенный орган, таможня) от 30.03.2011 о корректировке таможенной стоимости товара по декларации на товары (далее - ДТ) N 10607060/090211/0000430.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2011 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене, ООО "АВГ" оспаривает вывод судов о пропуске обществом срока для предоставления дополнительных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, считает, что представив документы на почту 25.03.2011 (в последний день установленного таможней срока для подачи документов), общество исполнило обязанность по предоставлению документов по запросу; суды не учли, что на момент принятия оспариваемого решения у таможенного органа отсутствовали основания не согласиться с избранным ООО "АВГ" методом, поскольку к моменту принятия решения о корректировке таможенной стоимости (30.03.2011) таможенному органу были представлены указанные в запросе документы; суды не учли и не дали оценки доводам общества о различиях в условиях поставки товара (по ДТ 10607060/090211/0000430 поставка осуществлялась на условиях FCA-Куйтун; по ДТ N 10607060/080211/0000418 - на условиях DAF-Забайкальск).
ООО "АВГ" оспаривает вывод судов о том, что представленные им по запросу таможенного органа документы не подтверждают заявленную обществом таможенную стоимость товара; в кассационной жалобе общество указывает на то, что суды не учли пояснения представителя общества о причинах возникновения расхождений в представленных документах, при том, что эти расхождения в сведениях не влияют на величину таможенной стоимости; суды не учли, что таможенный орган произвел корректировку таможенной стоимости при неправильном применении курса перерасчета доллара США.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутская таможня просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения. Одновременно с отзывом таможней представлены дополнительные доказательства (приложение N 4 к кассационной жалобе), ранее не представлявшиеся в суды первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции, исходя из установленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов кассационного производства, отказал в приобщении и возвратил представленные таможней дополнительные доказательства.
В судебном заседании представители ООО "АВГ" и таможни подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что во исполнение контракта от 20.05.2009 N MST-001, заключенного ООО "АВГ" с Маньчжурской экспортно-импортной компанией ООО "Шэн Тай", обществом на Саянский таможенный пост Иркутской таможни представлена ДТ N 10607060/090211/0000430 на товар - лесоматериалы круглые, пиловочник хвойных пород, сосна обыкновенная сорт 1, 2, ГОСТ 9463-88, длина 4 м, диаметр 28-30 см по цене 67 долларов США за м, объемом без коры 14,420 м
, объемом с корой 15,922 м
; диаметр 32-48 см по цене 79 долларов США за м
, объемом без коры 60,890 м
, объемом с корой 66,940 м
, фактурной стоимостью 5 766,45 долларов США.
При таможенном оформлении товара общество определило таможенную стоимость товара по стоимости сделки с вывозимыми товарами на условиях поставки FCA-Куйтун.
В связи с документальным и достоверным неподтверждением заявленной таможенной стоимости в целях подтверждения правомерности определения величины и структуры таможенной стоимости вывозимого товара таможня направила обществу требование от 09.02.2011 N 3 (запрос) о предоставлении в срок до 10.02.2011: бухгалтерских документов, отражающих постановку товара на балансовый учет и снятие с учета; калькуляции себестоимости товара с документальным подтверждением статей затрат; банковских платежных документов по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товара или по предыдущим поставкам идентичных товаров в адрес получателя декларируемой партии товара по контракту от 20.05.2009 N MST-001; платежных документов, подтверждающих приобретение товара в полном объеме у производителя товара ООО "Куйтунская лесопромышленная компания", позволяющих идентифицировать товар, заявленный в ДТ, с товаром, приобретенным на внутреннем рынке; счетов-фактур, товарных накладных, платежно-расчетных документов с третьими лицами; акта приемки-сдачи (спецификации) декларируемой партии товара в месте отгрузки.
В письме от 10.02.2011 N 10-02/11 общество просило продлить срок предоставления документов по запросу от 09.02.2011 N 3 до 25.03.2011 и осуществить выпуск товара, помещенного под таможенную процедуру экспорта по ДТ N 10607060/090211/0000430, под обеспечение уплаты таможенных платежей без внесения уплаты таможенных платежей.
Запрошенные таможней дополнительные документы в установленный срок (до 25.03.2011) обществом представлены не были, направлены обществом почтой 25.03.2011, но таможенным постом не получены.
В связи с непредставлением обществом дополнительных документов и сведений, 30.03.2011 таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товара с использованием резервного метода на основе гибкого применения метода по стоимости сделки с однородными товарами с применением ценовой информации по ДТ N 10607060/080211/0000418 иного участника внешнеэкономической деятельности.
Не согласившись с решением таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого обществом решения о корректировке таможенной стоимости, признав, что первоначально представленные и дополнительные документы, направленные обществом почтой, не подтверждают заявленную таможенную стоимость, при том, что общество не представило таможенному органу дополнительные документы в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту (часть 4 статьи 200); обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200).
Исходя из установленных судами обстоятельств дела, оспариваемое обществом решение таможни о корректировке таможенной стоимости подлежало проверке на соответствие нормам таможенного законодательства, а таможенный орган обязан доказать соответствие оспариваемого решения такому законодательству.
В силу пункта 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Согласно статье 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 (далее - Правила) установлено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона о таможенном тарифе, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 7 Правил основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о таможенном тарифе (действовавшей на момент декларирования обществом товара) были установлены основные принципы определения таможенной стоимости вывозимых товаров, в том числе принцип, согласно которому таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.
Согласно пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Положениями главы 8 Таможенного кодекса определено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров (статья 66); решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров (пункт 1 статьи 68); в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку (пункт 1 статьи 69); для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69).
Правильно применяя вышеприведенные нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, суды двух инстанций постановили обоснованные и мотивированные выводы о том, что как первоначальные, так и дополнительные документы, представленные в обоснование избранного обществом метода определения таможенной стоимости, не подтверждают заявленную таможенную стоимость.
Суд кассационной инстанции с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов полномочий не усматривает оснований для переоценки указанных выводов судов, вследствие чего доводы кассационной жалобы относительно обстоятельств представления дополнительных документов, о подтверждении указанными и ранее представленными документами заявленной таможенной стоимости вывозимого товара подлежат отклонению.
Между тем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса установлено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Как следует из материалов дела, таможенный орган скорректировал таможенную стоимость товара с использованием резервного метода на основе гибкого применения метода по стоимости сделки с однородными товарами с применением ценовой информации по ДТ N 10607060/080211/0000418 иного участника внешнеэкономической деятельности.
Оспаривая решение о корректировке таможенной стоимости, общество помимо иных доводов, заявляло судам о том, что товар поставлялся на условиях FCA-Куйтун (продавец не несет расходы по поставке), тогда как однородный товар по ДТ N 10607060/080211/0000418 иного участника внешнеэкономической деятельности поставлялся на условиях DAF-Забайкальск (расходы до границы несет продавец). При этом при перерасчете валюты контракта для целей корректировки таможенной стоимости таможенный орган учитывал не курс доллара США на день регистрации ДТ общества (09.02.2011), а более высокий курс доллара США на день регистрации ДТ N 10607060/080211/0000418 иного участника внешнеэкономической деятельности (08.02.2011). По мнению общества, при таких обстоятельствах решение о корректировке таможенной стоимости является незаконным.
В нарушение требований статьи 168, части 4 статьи 170, части 1 статьи 268, части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды двух инстанций не только не дали оценки данным доводам общества, но и не установили в судебных актах наличие либо отсутствие указанных обстоятельств, их правовое значение для оценки законности решения таможни о корректировке таможенной стоимости.
Принимая во внимание, что суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, выводы судов о законности оспариваемого решения таможенного органа являются преждевременными, постановленными с нарушением норм процессуального права, что согласно части 3 статьи 288 Кодекса является основанием для отмены судебных актов.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Иркутской области надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении, дать правовую оценку всем доводам и возражениям сторон и представленным доказательствам в указанной части, в зависимости от установленного принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2011 года по делу N А19-8033/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2011 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.