город Иркутск |
|
05 июня 2017 г. |
Дело N А69-2404/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 октября 2016 года по делу N А69-2404/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 января 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Маады Л.К-Б.; суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Магда О.В., Радзиховская В.В.),
установил:
мэрия города Кызыла (ОГРН: 1021700517123; ИНН: 1701009765, г. Кызыл; далее - мэрия, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Тыва в лице министерства финансов Республики Тыва (ОГРН: 1021700516804, ИНН: 1700000431, г. Кызыл; далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании убытков в размере 5 385 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 января 2017 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на нарушение судами применения норм материального права (статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 83, 84, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", часть 4 Постановления Правительства Республики Тыва от 22.02.2013 N 110 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья").
По мнению заявителя кассационной жалобы, из представленных в материалы дела доказательств, не усматривается наличия противоправных действий и причинной связи со стороны министерства финансов, вследствие которых мэрии мог быть нанесен вред в виде убытков. Ответчик исполнил свои обязательства, перечислив в качестве субвенций денежные средства на соответствующие цели министерству труда и социального развития Республики Тыва (далее - министерство труда).
Министерство финансов указывает на то, что надлежащим ответчиком по делу является министерство труда, как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в части предоставления социальной поддержки населению, в том числе мер по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Кроме того, на министерстве труда лежит обязанность по принятию нормативно-правового акта, регламентирующего порядок предоставления жилья гражданам из числа ветеранов, инвалидов и семей, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
Отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, после 01.01.2005 Байынды М.К., Ооржак А.В., Ооржак О.А., Ооржак Ш.С. поставлены мэрией на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, как инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний.
На основании решений Кызылского городского суда Республики Тыва от 21.02.2013, 13.03.2012, 15.05.2013, 02.04.2012 на мэрию возложена обязанность предоставить указанным гражданам жилые помещения во внеочередном порядке.
Жилые помещения были выделены истцом по договорам социального найма и в дальнейшем приватизированы получателями.
Поскольку министерством финансов и министерством труда убытки в размере стоимости переданных истцом квартир возмещены не были, мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования за счет средств Республики Тыва, исходили из того, что приобретение спорных жилых помещений для лиц, вставших на учет после 01.01.2005 и страдающих заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, далее - перечень N 378), относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Выводы судов является обоснованными и правомерными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечем N 378 инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Действующее законодательство не предусматривает порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
Доказательства выделения субъекту (Республике Тыва) или органу местного самоуправления в спорный период из федерального или областного бюджетов денежных средств для приобретения жилья для данной категории граждан, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Более того, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, осуществляются за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Неисполнение уполномоченным органом установленных федеральным законодательством обязанностей (принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления внеочередного жилья после 01.01.2005 и определить подведомственных распорядителей) не освобождает ответчика от ответственности и исполнения указанных обязательств.
Факт несения мэрией убытков в размере стоимости переданных ею квартир, а также размер убытков подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права основаны на неверном толковании указанных норм самим заявителем.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 октября 2016 года по делу N А69-2404/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 января 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 октября 2016 года по делу N А69-2404/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 января 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.