город Иркутск |
|
08 июня 2017 г. |
Дело N А10-4287/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Левошко А.Н., Юшкарёва И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Серебренникова Т.Г., секретарь судебного заседания Гомбоева С.Д.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - Тарнуевой В.В. (доверенность от 10.04.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 ноября 2016 года по делу А10-4287/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Байкал-Экспорт" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - управление) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды и утверждения схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 09.06.2016 N 02-04-3024, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие у него полномочий на принятие решения по заявлению общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал довод, изложенный в кассационной жалобе
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 13.04.2017), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия - на его правопреемника - Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником нежилых зданий (проходная, РММ, теплая стоянка, материально-технический склад), расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гавань 28 а.
16.04.2015 общество обратилось в управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения, согласно которому просило образовать из земельного участка с кадастровым номером 03:24:023806:14, площадью 39 555 кв. м, земельный участок площадью 19 340 кв. м и предоставить его в аренду.
Письмом от 09.06.2016 N 02-04-3024 управление информировало общество об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Полагая решение управления незаконным, общество обратилось в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 договор аренды без проведения торгов заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности и (или) с лицами, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6) или в случаях, предусмотренных, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен в статье 39.15 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что обществом в уполномоченный орган представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы его расположения, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 39.6, 39.14, 39.15, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявленные требования.
В соответствии с пунктом 4.1.14 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, к полномочиям территориального органа относится, в частности, предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Судами установлено, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет менее 10 гектар, в связи с чем управление уполномочено на совершение действий по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного под объектами недвижимости заявителя, предварительному согласованию предоставления земельного участка.
На основании вышеизложенного доводы управления о том, что предварительное согласование предоставления земельного участка находится в исключительной компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, судами отклонены.
Суды пришли к выводу, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержало все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и к нему были приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Кодекса.
При таких обстоятельствах довод управления о том, что заявление общества содержит противоречивые сведения об основании приобретения испрашиваемого земельного участка и виде права, на котором заявитель желает его приобрести, обоснованно отклонен судами.
Суды также указали, что управлением не представлены доказательства, подтверждающие несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Так как отказ управления противоречит закону и нарушает права общества, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов постановлены при правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 ноября 2016 года по делу А10-4287/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 февраля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержало все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и к нему были приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Кодекса.
...
Суды также указали, что управлением не представлены доказательства, подтверждающие несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2017 г. N Ф02-2036/17 по делу N А10-4287/2016
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-448/19
19.12.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6998/16
08.06.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2036/17
01.02.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6998/16