город Иркутск |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А33-16785/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Канский отдел ветеринарии" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года по делу N А33-16785/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
управление Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому федеральному округу (далее - управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к краевому государственному казенному учреждению "Канский отдел ветеринарии" (ОГРН 1022401361597, ИНН 2450015240, г. Канск, далее - КГКУ "Канский отдел ветеринарии", учреждение, ответчик) о привлечении к административной ответственности по статье 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2016 года, заявленное требование удовлетворено: учреждение привлечено к административной ответственности по статье 14.48 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного правонарушения.
При этом указывает на недоказанность со стороны управления обстоятельств, связанных с недостоверностью и необъективностью результатов исследований (испытаний). Заявитель полагает, что применение при проведении испытаний препаратов с истекшим сроком действия не привело к недостоверности и необъективности результатов исследований (испытаний).
В жалобе заявитель ссылается на фактические обстоятельства, относящиеся к проведенным им исследованиям.
Кроме того, учреждение ссылается на нарушение процедуры проведения проверки, на нарушение при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а также Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).
КГКУ "Канский отдел ветеринарии" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в своё отсутствие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена сети Интернет по адресам - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, ответчик обратился к Федеральной службе по аккредитации с заявлением о предоставлении государственной услуги по проведению в отношении КГКУ "Канский отдел ветеринарии" процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица в утвержденной и документально заявленной области аккредитации по месту осуществления деятельности, а также проведению процедуры расширения области аккредитации учреждения.
Федеральная служба по аккредитации приказом от 26.05.2016 N 5540 поручила управлению принять участие в выездной оценке соответствия ответчика критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - критерии аккредитации).
На основании приказа от 08.06.2016 N СФО-вн/100-ОД заявителем инициировано проведение выездной оценки соответствия ответчика критериям аккредитации, в период (с учетом переноса даты проведения) с 05.07.2016 по 06.07.2016.
В ходе проведения проверки установлено, что на момент проведения учреждением исследования молока сырого на определение следующих показателей: КМАФАнМ, КОЕ/см3 (количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов), ингибирующих веществ, соматических клеток, сальмонелл, антибиотиков (по заказу ООО "Победа"; протокол испытаний от 25.06.2016 N 301), аккредитованным лицом в нарушение требований методик (ГОСТ 23453-2014 и ГОСТ 316592012) при проведении исследования молока сырого использовался препарат "Мастоприм", а также селенитовая среда с истекшими сроками годности.
По данному факту нарушения ответчиком пункта 18 критериев аккредитации, заявителем составлен акт экспертизы от 07.07.2016.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления заявителем в отношении учреждения протокола об административном правонарушении от 18.07.2016 N АЮ17-14.48/2016 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.48 КоАП Российской Федерации.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности.
За представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции установлена административная ответственность по статье 14.48 КоАП Российской Федерации.
Предметом указанного правонарушения является результат исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, являющийся недостоверным или необъективным, поскольку проведен испытательной лабораторией (центром) с нарушением требований законодательства. Объективная сторона правонарушения выражается в представлении испытательной лабораторией для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов и исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.
Правовые основы аккредитации и её процесс в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 412-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации", Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, приказом Росаккредитации от 13.11.2012 N 4047 "О создании Управления Федеральной службы по аккредитации по Сибирскому федеральному округу", Перечнем должностных лиц Федеральной службы по аккредитации и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Росаккредитации от 16.10.2013 N 3425.
С помощью критериев аккредитации уполномоченный административный орган проверяет соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации (совокупности требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации (пункт 8 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ).
Пунктом 18 критериев аккредитации устанавливается обязательный критерий аккредитации лабораторий - наличие нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение лабораторией требований данных документов.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства по делу об административном правонарушении, суды установили, что ответчиком были проведены испытания с реактивами с просроченным сроком годности в нарушение установленных требований законодательства, ГОСТ.
Доводы заявителя о нарушении требований Федерального закона N 294-ФЗ при поведении проверочных мероприятий являются необоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ предметом его регулирования являются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 1 названного Федерального закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как установили суды и следует из материалов дела, проверочные мероприятия были связаны с оказанием государственной услуги и определением соответствия заявителя (КГКУ "Канский отдел ветеринарии") критериям аккредитации. Таким образом, предметом проверки не была определена именно деятельность КГКУ "Канский отдел ветеринарии", управлением не проводились мероприятия по контролю либо проверке в понимании Федерального закона N 294-ФЗ.
Сроки и процедура привлечения учреждения к ответственности судом первой инстанции проверены; нарушения административного органа, которые могли бы повлечь невозможность привлечения к административной ответственности, не установлены.
Решение суда о привлечении ответчика к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП Российской Федерации срока давности привлечения к административной ответственности; оснований для применения положений статьи 2.9 названного Кодекса и освобождения учреждения от административной ответственности судами не установлено.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года по делу N А33-16785/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2016 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 октября 2016 года по делу N А33-16785/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.