город Иркутск |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А10-3936/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоглазовой Е.В.,
судей: Алферова Д.Е., Палащенко И.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной Д.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи Арбитражного суда Республики Бурятия представителей:
управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия - Игумновой Анны Ивановны (доверенность от 01.02.2023, служебное удостоверение, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Дом 2000" - Мангутовой Татьяны Александровны (доверенность от 27.07.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом 2000" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июля 2023 года по делу N А10-3936/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дом 2000" (ОГРН 1020300904073, ИНН 0323089158, г. Улан-Удэ, далее - ООО "Дом 2000", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993576, ИНН 0326023490, г. Улан-Удэ, далее - УФССП России по Республике Бурятия, ответчик) об обязании направить документы в уполномоченную организацию для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта "Строительство административного здания управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ" в части проверки достоверности определения сметной стоимости в целях рассмотрения предложения ООО "Дом 2000" об увеличении цены контракта в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда;
об обязании ответчика заключить соглашение к государственному контракту N 0302100009220000024-0001448-01 об увеличении цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы при исполнении контракта до 30 % от цены контракта в соответствии с результатами повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Определением суда от 08 июня 2023 года в отдельное производство выделены требования истца об обязании ответчика заключить соглашение к государственному контракту N 0302100009220000024-0001448-01 об увеличении цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы при исполнении контракта до 30 % от цены контракта в соответствии с результатами повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, с присвоением делу номера - А10-3649/2023.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что пункт 14.1 приказа Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (далее - Методика N 841/пр) не распространяется на заключенный контракт; факт существенного удорожания строительных материалов признан Правительством Российской Федерации; вопрос об изменении цены контракта не относится к предмету настоящего спора; приостановление ведения работ было невозможным; подрядчику причинены убытки; объем выполненных работ не имеет значения; подрядчик обращался к заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение еще в 2021 году; доказательства исчерпания лимитов не представлены; доказательства, опровергающие принадлежность адреса электронной почты ответчику, не представлены.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (также - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ответчика - заявил возражения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.11.2020 между УФССП России по Республике Бурятия (заказчик) и ООО "Дом 2000" (подрядчик) заключен государственный контракт N 0302100009220000024-0001448-01 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства - административного здания УФССП России по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ (далее - контракт).
Цена контракта - 174 500 000 рублей, в том числе НДС 20 % (пункт 3.1 контракта).
Подрядчик направлял по электронному адресу mto@r03.fssp.gov.ru письма N 276-ПТО от 18.08.2021, N 282-ПТО от 19.08.2021, N 305-ПТО от 02.09.2021 об увеличении стоимости контракта в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов.
10.12.2021 подписан акт приемки законченного строительством объекта, 10.05.2022 - акт о результатах реализации контракта. Гарантийными письмами N 125/1-пто от 05.05.2022, N 166 от 04.05.2022, N 125/2-пто от 05.05.2022, N 67-пто от 21.03.2022 некоторые работы по благоустройству перенесены подрядчиком на май - июнь 2022 года.
25.05.2022 подрядчик обратился к заказчику с письмом N 160, в котором просил направить сметную документацию в уполномоченную организацию для повторной государственной экспертизы проектной документации объекта в части проверки достоверности определения сметной стоимости либо выдать соответствующее разрешение на отправку документации ООО "Дом 2000", заключить соглашение к спорному контракту об увеличении цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.
Отказ заказчика в письме N 03908/22/18447-КЩ от 23.06.2022 в рассмотрении направленных документов и подписании дополнительного соглашения к контракту послужил основанием для обращения подрядчика в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил, в том числе из того, что на момент обращения общества к заказчику с письмом от 25.05.2022 с просьбой направить сметную документацию в уполномоченную организацию для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта строительства либо выдать соответствующее разрешение на отправку документации контракт исполнен сторонами в полном объеме, взаимные обязательства сторон по предмету контракта полностью исполнены и прекращены.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Правоотношения сторон регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 (в соответствующей редакции) установлена возможность в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменять цену действующего контракта (не более чем на 30 % в пределах лимитов бюджетных обязательств без увеличения срока исполнения контракта и без изменения объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключенного до 01.07.2020 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 N 1812 - до 01.10.2021), обязательства по которому на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены. При этом если цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, размер изменения (увеличения) цены контракта определяется по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение (абзац 5 подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315).
В соответствии с пунктом 14 Методики N 841/пр (в редакции приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр - зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2021) обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика, оказывающего влияние на изменение (увеличение) цены контракта, оформляется в письменной форме в виде расчета, выполненного в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными сметой контракта, с учетом выявленного в процессе исполнения контракта существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, поставляемых подрядчиком (далее - Расчет).
В соответствии с пунктом 14.3 Методики N 841/пр (в редакции приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр) для контрактов, цена которых составляет или превышает 100 млн. рублей, сметная документация, пересчитанная в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 настоящей Методики (которым определен порядок Расчета), направляется заявителем (техническим заказчиком, застройщиком или уполномоченным кем-либо из них лицом) в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Таким образом, если цена контракта превышает 100 млн. рублей, то начиная с 13.08.2021 (даты регистрации в Минюсте России приказа Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр) обращение подрядчика к заказчику об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы должно быть изложено в письменной форме с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение - в виде Расчета, выполненного в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 Методики N 841/пр.
Заказчик после поступления такого предложения обязан направить сметную документацию, пересчитанную в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 Методики N 841/пр, в уполномоченную организацию по проведению государственной экспертизы для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации.
Заказчик, необоснованно уклоняющийся от заключения соглашения об изменении условий контракта, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315, должен возместить другой стороне причиненные этим убытки (абзац 2 пункта 4 статьи 445 ГК РФ).
Принимая во внимание, что контракт сторонами полностью исполнен, а условием для заключения соглашения об изменении условий контракта является обратное (абзац 6 подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315), суд округа соглашается с выводами судов двух инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска об обязании направить документы в уполномоченную организацию для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта, поскольку избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его субъективного права.
Довод заявителя жалобы о том, что пункт 14.1 Методики N 841/пр не распространяется на заключенный контракт, поскольку его цена превышает 100 млн. рублей, является правильным, поскольку к таким контрактам применимы положения подпунктом "а" пункта 14.2 Методики N 841/пр. Между тем, как указано выше, данное обстоятельство не может повлиять на результат рассмотрения данного конкретного спора с учетом предмета иска.
Доводы заявителя жалобы о причинении убытков подрядчику, об обращении подрядчика к заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение еще в 2021 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к предмету исследования в рамках настоящего дела с учётом предмета иска.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июля 2023 года по делу N А10-3936/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Белоглазова |
Судьи |
Д.Е. Алферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что контракт сторонами полностью исполнен, а условием для заключения соглашения об изменении условий контракта является обратное (абзац 6 подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315), суд округа соглашается с выводами судов двух инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска об обязании направить документы в уполномоченную организацию для проведения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта, поскольку избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его субъективного права.
Довод заявителя жалобы о том, что пункт 14.1 Методики N 841/пр не распространяется на заключенный контракт, поскольку его цена превышает 100 млн. рублей, является правильным, поскольку к таким контрактам применимы положения подпунктом "а" пункта 14.2 Методики N 841/пр. Между тем, как указано выше, данное обстоятельство не может повлиять на результат рассмотрения данного конкретного спора с учетом предмета иска."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2024 г. N Ф02-7384/23 по делу N А10-3936/2022