город Иркутск |
|
4 июля 2017 г. |
Дело N А19-16686/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства финансов Иркутской области Клефастова Б.П. (доверенность от 30.12.2016), администрации города Иркутска Меренковой Н.Ю. (доверенность от 23.09.2016), Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области Козлова Д.Г. (доверенность от 15.11.2016 N 34-19-24/191),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2016 года по делу N А19-16686/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Серова Е.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В.),
установил:
администрация города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610; далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области о взыскании в бюджет города Иркутска в качестве компенсации расходов, понесенных администрацией на приобретение жилых помещений инвалидам в размере 3 328 320 рублей.
Определением суда от 13 ноября 2014 года произведена замена ненадлежащего ответчика Правительства Иркутской области на надлежащего - Министерство финансов Иркутской области (ИНН 3808163259, ОГРН 1073808005534, далее - министерство финансов).
Определением суда от 1 декабря 2014 года к участию в процессе в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, которое с указанного момента принимает участие в процессе в качестве ответчика.
Определением от 25 февраля 2016 года к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ИНН 3808170986, ОГРН 1073808028271).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу администрации взысканы расходы в сумме 3 328 320 рублей, понесенные в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями. В удовлетворении требования к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области отказано.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области, не согласившись с вышеуказанными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права; просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено то обстоятельство, что Тетерин И.Г. 13.02.1990 был поставлен на очередь для получения жилищной площади по хроническому заболеванию; распоряжением Комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска от 03.11.2006 N 804-02-2041/6 исключен из списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья на льготных основаниях, в связи с отсутствием основания на получение мер социальной поддержки. В 2011 году Тетерин И.Г. восстановлен в данной очереди и, начиная с 03.11.2006, является инвалидом второй группы, его медицинский диагноз попадает по действие постановления Правительства от 16.06.2006 N 378. Поскольку Тетерин И.Б, считается вставшим на учет после 01.01.2005, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований администрации по возмещению расходов на приобретение жилья Тетерину И.Б. за счет средств федерального бюджета. Как указано в кассационной жалобе, спорные правоотношения носят межбюджетный характер, и к ним не может быть применено гражданское законодательство.
Администрацией и министерством финансов по Иркутской области представлены отзывы на кассационную жалобу министерства, в которых они заявили о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Представители Министерства финансов Иркутской области и администрации города Иркутска возразили против доводов кассационной жалобы и просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решений Кировского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2012 года по делу N 2-2177/2012 и от 2 октября 2013 года делу N 2-2929/2013 на администрацию возложена обязанность по предоставлению гражданам, являющимся инвалидами и имеющими диагноз, входящий в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень N 378), Шестакову С.К. и Тетерину И.Б. во внеочередном порядке жилых помещений, благоустроенных применительно к условиям города Иркутска, отвечающих предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящихся в черте города Иркутска, общей площадью не менее 18 кв. м.
Во исполнение указанных решений администрацией за счет средств бюджета города Иркутска заключены договоры купли-продажи жилых помещений на общую сумму 3 328 320 рублей; с названными гражданами заключены договоры социального найма.
Ссылаясь на то, что расходы, понесенные в связи с исполнением судебных актов, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 135, 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 19, 20, 26.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из статьи 28.2 Закон N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Закона N 131-ФЗ).
В части 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
На основании пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды двух инстанций, оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что Шестаков С.К. и Тетерин И.Б. являются инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, поставлены на учет на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 года (18.08.1987 и 13.02.1990 соответственно), и их заболевания подпадают под перечень заболеваний, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Обстоятельства в части определения льготного порядка предоставления жилья вышеперечисленным лицам в силу наличия заболеваний, а также даты их постановки на учет являются установленными Кировским районным судом г. Иркутска.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования о взыскании убытков.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
Полномочиями по переоценке доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2016 года по делу N А19-16686/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.