город Иркутск |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А69-3783/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Белек" Ооржак Д.А. (доверенность от 07.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белек" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года по делу N А69-3783/2016 Арбитражного суда Республики Тыва (суд первой инстанции - Павлов А.Г., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Белек" (ОГРН 1121719002162, ИНН 1701051654, г. Кызыл; далее - ООО "Белек", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) от 14.10.2016 N ЭЧ-3200 в предварительном согласовании (утверждении) акта N 1/88 выбора и обследования земельного участка для строительства торгового объекта и совершения последующих действий по предоставлению земельного участка в аренду с заключением договора аренды; об обязании Министерства принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 20 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены. Отказ Министерства от 14.10.2016 N ЭЧ-3200 признан недействительным. На Министерство возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта N 1/88, выданного ООО "Белек" выбора и обследования земельного участка общей площадью 1 600 кв. м, расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл, в районе дома N 110 по ул. Каа-Хем, с разрешенным использованием - под строительство торгового объекта.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Белек" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Тыва.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции немотивированно вышел за пределы рассмотрения апелляционной жалобы Министерства и постановил решение, ухудшающее положение общества; при этом суд согласился с доводами общества о наличии его обращений с 23.04.2015 в Министерство с заявлениями об утверждении акта выбора земельного участка; суд не дал оценку доказательствам обращения ООО "Белек" с названными заявлениями и о перенаправлении Министерством общества в орган местного самоуправления для утверждения акта выбора, который по вине Министерства был утерян; общество предпринимало все необходимые меры для защиты своих прав и законных интересов; оформление документов на земельный участок было начато до внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, следовательно, процедура предоставления земельного участка соблюдена, поскольку результат выбора земельного участка оформлен актом выбора до 01.03.2015, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, начатые процедуры по предоставлению земельного участка могут быть продолжены по нормам земельного законодательства, действующего до внесения изменений; согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, недопустимо придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Министерство своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель общества в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.08.2014 общество обратилось в Министерство с заявлением о выделении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет под строительство магазина, общей площадью 1 600 кв. м, с указанием ориентировочного расположения земельного участка, приложив схему расположения земельного участка.
20.08.2014 Министерство письмом N ЭЧ-4355 направило в Мэрию г. Кызыла копию обращения ООО "Белек" для осуществления выбора испрашиваемого земельного участка, в котором указало на необходимость осуществить выбор испрашиваемого земельного участка и направить в Министерство: акт о выборе земельного участка для строительства; утвержденные схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в соответствии с возможными вариантами выбора; информацию о разрешенном использовании земельных участков и об их обеспечении объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения; сведения об информировании населения о возможном либо предстоящем строительстве в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании постановления Мэрии г. Кызыла от 23.10.2014 N 1332 "О выдаче акта выбора и обследования земельного участка" ООО "Белек" выдан акт выбора и обследования земельного участка из категории земель населенных пунктов общей площадью 1 600 кв. м, расположенного по адресу (имеющего адресные ориентиры): Республика Тыва, г. Кызыл, в районе дома N 110 по ул. Каа-Хем с разрешенным использованием для строительства объекта торговли (пункт 2).
В спецвыпуске общегородской газеты "Кызыл неделя" N 1(30) от 30.01.2015 опубликовано сообщение об обращении ООО "Белек" с заявлением о предоставлении в аренду названного земельного участка. Указано, что в течение 30 дней с момента опубликования данной информации Министерство принимает письменные заявления.
20.04.2015 общество обратилось в Министерство с заявлением о согласовании акта выбора и обследования земельного участка с приложением, в том числе копии постановления Мэрии г. Кызыла от 23.10.2014 N 1332 "О выдаче акта выбора и обследования земельного участка", акта выбора и обследования испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 24.04.2015 N 74-1375 Министерство сообщило, что с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участков, в связи с чем Министерство не имеет полномочий по согласованию актов выбора и обследования земельных участков; обществу предложено обратиться в орган, принявший решение о выдаче акта выбора и обследования земельного участка.
07.09.2015 общество обратилось в Мэрию г. Кызыла с заявлением о выдаче решения о предварительном согласовании места размещения объекта - земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, в районе дома N 110 по ул. Каа-Хем, с разрешенным использованием для строительства объекта торговли, с приложением копии постановления Мэрии г. Кызыла от 23.10.2014 N 1332 "О выдаче акта выбора и обследования земельного участка", акта выбора земельного участка, копии газеты "Кызыл неделя", копии приказа о назначении директора.
Письмом от 30.12.2015 общество просило ускорить принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку по заявлению общества от 07.09.2015 решение выдано не было, акт не возвращен.
05.04.2016 письмом N 1553 Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла уведомил ООО "Белек" о необходимости повторного прохождения акта выбора земельного участка и выдачи дубликата, так как Департаментом акт был утерян.
11.04.2016 обществу выдан дубликат акта N 1/88 выбора и обследования земельного участка.
25.08.2016 общество обратилось в Министерство с заявлением о согласовании (утверждении) акта выбора земельного участка от 11.04.2016 N 1/88 (повторно выданного в связи с утратой) с предварительным согласованием места размещения объекта и предоставлением земельного участка в аренду сроком на 5 лет для строительства торгового объекта, площадью 1600 кв. м, расположенного по вышеуказанному адресу.
Письмом от 14.10.2016 N 74-3200 Министерство сообщило ООО "Белек" об отсутствии в Министерстве сведений о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора и обследования земельного участка, а также сведений об обращениях ООО "Белек" с 23.10.2014 с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, в связи с чем указало на отсутствие основания для утверждения акта выбора земельного участка; Министерство отказало в предоставлении земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
ООО "Белек", полагая, что названный отказ Министерства не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый отказ, выраженный в письме Министерства от 14.10.2016 N ЭЧ-3200, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в данном случае к отношениям по рассмотрению заявления общества, поступившего в Министерство 11.08.2014, должны применяться положения Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, учитывая факт выдачи обществу постановлением Мэрии города Кызыла от 23.10.2014 N 1332 акта выбора и обследования земельного участка и публикации 30.01.2015 извещения о предстоящей передаче в аренду обществу земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого отказа Министерства и отсутствии нарушения этим отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2015 был установлен статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), вступившего в силу с 01.03.2015, признаны утратившими силу статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрен переходный период, в течение которого в ряде случаев остаются применимыми нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить после 1 марта 2015 года уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на обращение ООО "Белек" от 11.08.2014 постановлением Мэрии г. Кызыла от 23.10.2014 N 1332 обществу выдан акт выбора и обследования испрашиваемого земельного участка; 30.01.2015 в спецвыпуске общегородской газеты "Кызыл неделя" N 1(30) опубликовано сообщение об обращении ООО "Белек" с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, заинтересованным лицам установлен срок для обращения с соответствующими заявлениями. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, органом, уполномоченным на принятие таких решений, до 01.03.2015 не принималось. С заявлениями о предварительном согласовании места размещения объекта общество обратилось 20.04.2015 в Министерство, 07.09.2015 в Мэрию г. Кызыла и 25.08.2016 повторно в Министерство после получения дубликата акта выбора от 11.04.2016 N 1/88.
В силу названных переходных положений, определенных пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, после 1 марта 2015 года уполномоченным органом не может быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка. В этой связи суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции как основанное на ошибочном применении норм материального права и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества о том, что начатые до 01.03.2015 органами местного самоуправления процедуры (выдан акт выбора земельного участка для строительства торгового объекта, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка) по предоставлению и перераспределению земельных участков, могут быть продолжены по нормам Земельного кодекса Российской Федерации в прежней редакции, обоснованно отклонены Третьим арбитражным апелляционным судом как основанные на неверном толковании приведенных норм права.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действия. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая, что статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ прямо указано на невозможность принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта после 01.03.2015 года, довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П об ухудшении в данном случае постановлением апелляционного суда его положения, подлежит отклонению.
Общество в кассационной жалобе ссылается на то, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Данное правило установлено пунктом 4 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ, однако оно не подлежит применению в данном случае, поскольку общество обращалось за предоставлением земельного участка для строительства объекта торговли, а не для индивидуального жилищного строительства.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года по делу N А69-3783/2016 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.