город Иркутск |
|
14 июля 2017 г. |
Дело N А19-6507/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием представителя Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Перебоева А.О. (доверенность N 271 от 15.05.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2015 года по делу N А19-6507/2015,
установил:
вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2015 года по делу N А19-6507/2015 с муниципального общеобразовательного учреждения "Школа N 5 г. Черемхово" (ОГРН: 1023802215326, г. Черемхово, далее - учреждение, должник) в пользу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, г. Иркутск, далее - ПАО "Иркутскэнерго") взыскано 467 686 рублей 88 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию, 11 549 рублей 54 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
На принудительное исполнение указанного решения выдан исполнительный лист серии ФС N 005292763, предъявленный взыскателем к исполнению Финансовому управлению Администрации муниципального образования "город Черемхово" и полученный последним 24.08.2015.
Решение суда от 24 июня 2015 года исполнено в части. По данным заявителя до настоящего времени решение не исполнено в части взыскания процентов и судебных расходов.
Ссылаясь на нарушение сроков исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2015 года по делу N А19-6507/2015, ПАО "Иркутскэнерго" на основании Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок названного судебного акта в сумме 10 000 рублей и процентов на сумму компенсации по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока для исполнения до полной уплаты суммы компенсации.
Определением от 18 мая 2017 года заявление принято к производству суда округа и назначено предварительное судебное заседание на 08.06.2017.
В предварительном судебном заседании ПАО "Иркутскэнерго" в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено ходатайство об уменьшении размера компенсации до 2 669 рублей 44 копеек с учетом принципов разумности и справедливости. Уточнение требований судом округа принято.
В возражениях на заявление от 26.06.2017 Финансовое управление Администрации муниципального образования "город Черемхово" (далее - финансовый орган) не согласилось с периодом просрочки исполнения решения суда, за который ПАО "Иркутскэнерго" просит взыскать компенсацию, и её суммой, а также указало, что по состоянию на 15.05.2017 сумма основного долга погашена полностью, выплаты процентов и судебных расходов будут производиться по мере очередности и в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевых счетах получателя средств местного бюджета.
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Школа N 5 г. Черемхово" в письменном отзыве пояснило, что является казенным учреждением и осуществляет свою деятельность на основе бюджетной сметы в пределах, доведенных до него лимитов. В этой связи учреждение, ограниченное в правовом статусе положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и будучи некоммерческой организацией, не имеет возможности не только исполнить, но и предпринять зависящие от него меры, направленные на погашение принятых на себя обязательств за счет иных средств, не являющихся средствами местного бюджета, по независящим от него обстоятельствам.
Администрация муниципального образования "город Черемхово" в представленном суду 22.06.2017 письменном отзыве с заявленными требованиями не согласилась, указав на необходимость взыскания компенсации с Финансового управления Администрации муниципального образования "город Черемхово" как главного распорядителя бюджетных средств и просила рассмотреть дело в отсутствие её представителей.
В судебном заседании представитель ПАО "Иркутскэнерго" поддержал доводы заявления с учетом его уточнений от 08.06.2017.
Иные лица о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru; почтовые уведомления), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили.
Неявка заинтересованных лиц, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 июля 2017 года в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в очередном отпуске судья Скубаев А.И. заменен на судью Качукова С.Б.
Рассмотрение заявления начато с самого начала.
Заявление о присуждении компенсации рассмотрено арбитражным судом по имеющимся в деле доказательствам в порядке главы 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам, в том числе казенных учреждений, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5) производится в трехмесячный срок, исчисляемый со дня поступления исполнительного листа в орган, уполномоченный исполнять судебный акт.
При этом в силу абзаца 2 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление от 29.03.2016 N 11) под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации, частью 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица при нарушении их прав на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о компенсации и части 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "б" пункта 2 Постановления от 29.03.2016 N 11, Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе, по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности, по денежным обязательствам казенного учреждения.
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, является Финансовое управление Администрации муниципального образования "город Черемхово".
Как следует из материалов дела, решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2015 года по делу N А19-6507/2015 предусматривает взыскание задолженности с муниципального общеобразовательного учреждения "Школа N 5 г. Черемхово".
Согласно пунктам 1.2, 1.6 Устава должника, утвержденного приказом управления образования администрации города Черемхово от 10.06.2015 N 232, школа является юридическим лицом, общеобразовательным учреждением (некоммерческой организацией), имеющим организационно-правовую форму в виде муниципального казенного учреждения.
В данном случае решение суда от 24.06.2015 вступило в законную силу 24.07.2015. Исполнительный лист направлен ПАО "Иркутскэнерго" в Финансовое управление Администрации муниципального образования "город Черемхово" и получен последним 24.08.2015, следовательно, исполнение решения должно было завершиться не позднее 24.11.2015.
Доказательства исполнения судебного акта в полном объеме в сроки, предусмотренные законом, заинтересованные лица не представили. Из пояснений финансового органа и ПАО "Иркутскэнерго" следует, что по состоянию на 15.05.2017 на расчетный счет взыскателя поступили денежные средства в размере 467 686 рублей 88 копеек (основной долг). Указанные сведения никем не оспорены, вследствие чего на основании части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства считаются признанными.
На момент рассмотрения настоящего заявления исполнительный лист в полном объеме не исполнен. Доказательства выплаты процентов и судебных расходов заинтересованные лица в материалы дела не представили.
Таким образом, общая продолжительность неисполнения решения суда с 25.11.2015 (даты истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта) по 08.06.2017 (даты, указанной ПАО "Иркутскэнерго" в уточнении к заявлению) составляет 564 дня. Данный срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Доказательств совершения Финансовым управлением Администрации муниципального образования "город Черемхово" действий, свидетельствующих об их эффективности и достаточности для исполнения вышеназванного решения, в материалах дела не имеется.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Постановления от 29.03.2016 N 11 установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
В пункте 60 названного Постановления разъяснено, что в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения.
Материалами дела подтверждается соблюдение заявителем предусмотренных законодательством условий, определяющих срок для обращения за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (установленный бюджетным законодательством трехмесячный срок на исполнение исполнительного документа истек 24.11.2015; на момент обращения с заявлением о присуждении компенсации производство по исполнению судебного акта не окончено; в суд кассационной инстанции с заявлением о присуждении компенсации общество обратилось 25.04.2017 - по истечении более шести месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта).
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для подтверждения факта нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок и признания обращения ПАО "Иркутскэнерго" с заявлением о присуждении компенсации правомерным и обоснованным.
Учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, поведение сторон (в том числе, частичное исполнение судебного акта), ограниченные возможности бюджета муниципального образования, а также практику Европейского Суда по правам человека, в том числе, изложенную в постановлении от 08.11.2007 "Дело "ООО ПКГ "Сиб-ЮКАСС" (OOO PKG "Sib-YUKASS") против Российской Федерации" (жалоба N 34283/05), исходя из принципов разумности и справедливости, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, основываясь на принципах разумности и справедливости, считает предъявленную к взысканию компенсацию в размере 2 669 рублей 44 копеек обоснованной.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с казны муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
Довод финансового органа об отсутствии объективной возможности своевременного исполнения судебного акта, обусловленной высокой дотационностью местного бюджета (дефицит бюджета) и соблюдением очередности находящихся на исполнении исполнительных документов, не имеет юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования, сложностей межбюджетных отношений, количества исполнительных документов на исполнении.
Довод учреждения об отсутствии у него возможности исполнить судебный акт и просьба об освобождении его в связи с этим от выплаты компенсации основаны на неправильном применении норм бюджетного законодательства, в связи с чем не принимаются судом округа.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "е" пункта 36 Постановления от 29.03.2016 N 11, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, органов местного самоуправления, понимаются - муниципальное казенное учреждение, орган местного самоуправления (должник) и орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.
В резолютивной части решения о присуждении компенсации указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы (пункт 63 Постановления от 29.03.2016 N 11).
Таким образом, в данном случае решение суда от 24 июня 2015 года подлежит исполнению муниципальным образованием в лице финансового органа за счет средств местного бюджета, следовательно, и взыскание компенсации за нарушение сроков исполнения судебного акта также производится с названного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ПАО "Иркутскэнерго" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 6 000 рублей (платежное поручение от 25 апреля 2017 года N 15370) относятся на муниципальное образование "город Черемхово" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "город Черемхово".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 222.1 - 222.9, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
РЕШИЛ:
заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2015 года по делу N А19-6507/2015 удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования "город Черемхово" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "город Черемхово" (ОГРН 1053820016172, ИНН 3820010121, место нахождения: Иркутская область, г. Черемхово, ул. Ференца Патаки, д. 6) за счет средств местного бюджета в пользу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, место нахождения: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 3) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 2 669 рублей 44 копеек, проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения и до полной уплаты суммы компенсации.
Выплату произвести на расчетный счет Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации N 40702810901020000001 в Иркутском филиале банка "Союз" (АО) г. Иркутска, БИК 042520728, к/с 30101810300000000728, ИНН 3800000220, КПП 380802002, получатель Иркутское отделение фирмы "Энергосбыт" ПАО "Иркутскэнерго".
Взыскать с муниципального образования "город Черемхово" в лице Финансового управления Администрации муниципального образования "город Черемхово" в пользу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации 6 000 рублей государственной пошлины в возмещение судебных расходов.
Выдать исполнительные листы.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в порядке части 4 статьи 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, поведение сторон (в том числе, частичное исполнение судебного акта), ограниченные возможности бюджета муниципального образования, а также практику Европейского Суда по правам человека, в том числе, изложенную в постановлении от 08.11.2007 "Дело "ООО ПКГ "Сиб-ЮКАСС" (OOO PKG "Sib-YUKASS") против Российской Федерации" (жалоба N 34283/05), исходя из принципов разумности и справедливости, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, основываясь на принципах разумности и справедливости, считает предъявленную к взысканию компенсацию в размере 2 669 рублей 44 копеек обоснованной.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 8711/12, одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения муниципального образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2), а взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, с казны муниципального образования в пользу заявителя помимо суммы компенсации подлежат взысканию проценты годовых от указанной суммы компенсации по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока со дня поступления на исполнение настоящего решения о присуждении компенсации и до полной уплаты суммы компенсации.
...
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "е" пункта 36 Постановления от 29.03.2016 N 11, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, органов местного самоуправления, понимаются - муниципальное казенное учреждение, орган местного самоуправления (должник) и орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.
В резолютивной части решения о присуждении компенсации указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы (пункт 63 Постановления от 29.03.2016 N 11)."
Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2017 г. N Ф02-2364/17 по делу N А19-6507/2015