город Иркутск |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А58-7653/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" Пермякова Е.Н. (генеральный директор, решение N 2 от 01.11.2023), Собакина С.С. (доверенность от 26.01.2024), государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" Кириллина П.И. (доверенность от 09.01.2024, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2023 года по делу N А58-7653/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий", Агентство, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к обществу с ограниченной ответственностью товарищество собственников жилья "Уют" (далее - ООО ТСЖ "Уют", Общество) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 5 846 491 рублей 28 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО ТСЖ "Уют" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно признан ненормативным правовым актом приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 01.06.2018 N 223-п "О порядке проведения проверок на соблюдение организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" (далее - Приказ N 223-п); данный Приказ содержит обязательные требования как для Учреждения, так и для лиц, в отношении которых осуществляются проверки, рассчитан на неоднократное применение, следовательно, является нормативным правовым актом и подлежит опубликованию; поскольку названный Приказ не опубликован в установленном порядке, проведенная Агентством проверка является незаконной, а её результаты - недопустимыми доказательствами; правомерность расчетов Агентства, мотивированных отключением домов от системы теплоснабжения, не подтверждена, поскольку собственники домовладений и администрация Ожулунского наслега не уведомляли Общество о расторжении договоров теплоснабжения; Общество поставляло тепло до точки поставки; заключенные с потребителями договоры теплоснабжения являлись действующими и были представлены для предоставления субсидии в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО ТСЖ "Уют" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 30 января 2024 года до 06 февраля 2024 года до 12 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представитель ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" указал на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.04.2018, 19.02.2019 и 10.04.2020 между ГКУ "Агентство субсидий" и ООО ТСЖ "Уют" были заключены соглашения (с последующими дополнительными соглашениями) N 69-Я/Ф, N 43-я/ф, N 131-я/ф, соответственно, о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2018 - 2019 годах, 2019-2020 годах, 2020-2021 годах субсидий в целях финансового обеспечения затрат Общества, связанных с поставкой льготной категории потребителей следующего вида коммунальных ресурсов (услуг): отопление.
Во исполнение заключенных соглашений Обществу перечислены субсидии из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 16 856 778 рублей: 2018 год - 4 231 059 рублей; 2019 год - 5 666 380 рублей; 2020 год - 6 959 339 рублей.
Комиссией ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" по оценке эффективности использования субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги произведена оценка результативности (эффективности) предоставления субсидии ответчику на основании представленных Обществом отчетов, результаты которой отражены в Протоколе от 14.01.2020 N 524/07-27/8 за 2018 год; в Протоколе от 18.12.2020 N 524/07-27/300 за 2019 год.
Согласно названным Протоколам оценки Обществом не достигнуты результаты, показатели, установленные пунктом 3.2 Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 27.09.2017 N 450-п (далее - Порядок N 450-п), отклонение составило за 2018 год - 134 637 рублей, за 2019 год - 130 686 рублей.
Агентством произведена корректировка по фактически оказанным услугам за февраль-ноябрь 2020 года, в результате чего отражена задолженность ответчика перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) в размере 3 118 248 рублей.
Обществу направлено требование от 19.04.2021 N 524/07-14/6/291 о возврате излишне выплаченных субсидий за период февраль 2020 года - ноябрь 2020 года в размере 3 118 248 рублей. Поскольку требование Агентства о возврате излишне выплаченных субсидий ответчиком осталось неисполненным, сумма в размере 1 666 544 рубля в соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 450-п (в ред. от 01.01.2021) удержана с текущего финансирования ответчика. С учетом указанного, сумма переплаченной субсидии по фактическим данным ответчика составила 1 451 704 рублей.
Также Агентством проведена выездная проверка в отношении ООО ТСЖ "УЮТ" на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги за 2018 - 2020 годы.
По результатам проверки составлен акт от 20.05.2021 N 524/12-12/16, в котором отражено следующее.
Согласно предоставленным Обществом в соответствии с пунктом 2.8.1 Порядка N 450-п актам о начислении субсидии на сумму 13 755 739 рублей 40 копеек, в том числе:
1 полугодие 2018 года - 2 268 587 рублей 28 копеек; 2 полугодие 2018 года - 2 372 183 рубля 42 копейки; 1 полугодие 2019 года - 2 372 183 рубля 22 копейки;
2 полугодие 2019 года - 3 427 840 рублей 14 копеек; 1 полугодие 2020 года - 1 648 400 рублей 76 копеек; 2 полугодие 2020 года - 1 666 544 рубля 58 копеек. Итого 13 755 739 рублей 40 копеек.
Субсидия на возмещение недополученных доходов за 2018 - 2020 годы начислена Агентством на общую сумму 13 738 530 рублей, в том числе: 1 полугодие 2018 года - 2 268 576 рублей, 2 полугодие 2018 года - 2 354 986 рублей, 1 полугодие 2019 года - 2 354 976 рублей, 2 полугодие 2019 года - 3 445 047 рублей, 1 полугодие 2020 года - 1 648 401 рубль, 2 полугодие 2020 года - 1 666 544 рубля.
Перечисленная сумма субсидии за 2018 - 2020 годы составила 16 856 778 рублей.
Разница начисленной и перечисленной субсидии за 2020 год возникла из-за несоответствия адресов жилищного фонда за 2020 год. Корректировочное начисление за январь - ноябрь 2020 года было произведено в 2021 году по дополнительному соглашению от 12.02.2021 N 131-я/4 в размере 3 435 122 рубля, из них за январь было удержано по приказу Агентства от 20.02.2021 N 524/07-18/1371 на общую сумму 238 640 рублей, также удержано за март по приказу от 20.02.2021 N 524/07-18/1373 на общую сумму 39 117 рублей.
Была проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что в обслуживании ООО ТСЖ "Уют" из заявленного в 2018-2020 годах жилищного фонда в количестве 20 домов, фактически находится в жилищном фонде объекта проверки 12 домов: из заявленного жилфонда 8 домов перешли в 2018 году на газовое отопление, 3 дома отключены от центрального отопления и 1 дом не указан в жилищном фонде ул. К. Маркса 28/1 (акт осмотра N 1 от 11.03.2021).
В этой связи выявленные дома, не подключенные к центральному отоплению, были исключены из жилищного фонда ООО ТСЖ "Уют".
В заключении акта от 20.05.2021 указано, что по итогам выездной проверки в нарушение пункта 2.1.4 Порядка 450-п, в связи с предоставлением недостоверных данных в части включения в заявление за 2018 - 2020 годы отключенных от центрального отопления жилых домов, сумма необоснованно перечисленной субсидии составила 4 437 660 рублей 26 копеек (пункт 1). В нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Порядка N 450-п, пункта 1.6 Методики оценки результативности использования субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) на финансовое обеспечение затрат организаций в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденной приказом Министерства ЖКХиЭ РС(Я) от 16.08.2019 N 334-п, сумма субсидии, не подтвержденная платежными документами, за 2020 год составила 1 282 680 рублей 41 копейка (пункт 2).
Агентством направлены требования от 19.04.2021 N 524/07-14/б/291, от 02.08.2021 N 524/07-14/б/645, от 02.08.2021 N 524/07-14/б/647, от 05.08.221 N 524/07-14/б/671 о возврате излишне перечисленной субсидии.
В требовании от 19.04.2021 N 524/07-14/б/291 Агентство, руководствуясь пунктом 5.1 Порядка N 450-п, потребовало в течение 30 рабочих дней после получения добровольно возвратить сумму излишне выплаченных субсидий в размере 3 118 248 рублей, в связи с предоставлением Обществом недостоверных сведений о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги) за февраль-ноябрь 2020 года.
В требовании от 02.08.2021 N 524/07-14/б/645 Агентство потребовало в течение 30 рабочих дней после получения добровольно возвратить сумму излишне выплаченной субсидий в размере 4 437 660 рублей 26 копеек, установленную по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов за период с 2018 - 2020 годы (акт от 20.05.2021 N 524/12-12/16).
Согласно требованию от 02.08.2021 N 524/07-14/б/647 Обществу необходимо в течение 30 рабочих дней после получения добровольно возвратить сумму излишне выплаченной субсидии в размере 130 686 рублей, составляющую отклонение между начисленной субсидией и фактическими данными по отчетам организации, что составляет 102,305 %. В требовании от 05.08.2021 N 524/07-14/б/671 Агентство потребовало в течение 30 рабочих дней после получения данного требования добровольно возвратить сумму излишне выплаченной субсидий в размере 134 637 рублей, составляющую отклонение между начисленной субсидии и фактическим данным по отчетам организации, что составляет 102,999 %.
Неисполнение Обществом упомянутых требований и невозврат в добровольном порядке сумм излишне выплаченных субсидий послужили основанием для обращения Агентства в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о взыскании 6 154 687 рублей 26 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности Агентством предоставления получателем субсидии недостоверных данных и нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров из бюджета субъекта Российской Федерации) в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 1, 2). Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3). В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1).
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в сфере реализации государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства.
Такой порядок установлен приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 27.09.2017 N 450-п (Порядок N 450-п).
Согласно пункту 3 названного Порядка (в редакции, действующей в проверяемых периодах) организации в срок до 1 августа финансового года, следующего за отчетным, представляют в Агентство отчет о достижении результата, показателя, указанных в подпункте 3.2 Порядка, по форме, установленной Главным распорядителем (подпункт 3.1). Результатом предоставления субсидии является 100% возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат Организации. Показателем достижения результата, указанного в настоящем пункте, является предоставление субсидий не более 100% от фактически начисленного размера недополученных доходов (подпункт 3.2). Агентство проводит оценку достижения результатов, показателей предоставления субсидии в течение 3 (трех) месяцев с момента получения от организации отчета о достижении результата, показателя (подпункт 3.4).
Агентство, Главный распорядитель и органы финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Организациям. Главным распорядителем утверждается Порядок взаимодействия с Агентством при проведении проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Организациям (пункт 4 Порядка N 450-п).
Пунктом 5 Порядка N 450-п установлено, что суммы необоснованно выплаченных субсидий и (или) начисленных субсидий, а также суммы субсидий в случае перерасчета субсидии в связи с достижением на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) удерживаются Агентством с текущего финансирования организации (подпункт 5.1). В случае недостаточности средств финансирования текущего финансового года для исполнения Агентством пункта 5.1 настоящего Порядка либо отсутствия Соглашения о предоставлении субсидий на текущий финансовый год Агентство направляет Организации соглашение о реструктуризации задолженности со сроком реструктуризации до окончания следующего финансового года либо требование о добровольном возврате излишне выплаченных субсидий. Организация в течение 30 календарных дней после получения требования обязана возвратить требуемую сумму в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (подпункт 5.2). В случае неисполнения предъявленных требований, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка, сумма субсидий, подлежащая возврату, взыскивается Агентством в судебном порядке в течение трех месяцев с момента направления требования о добровольном возврате излишне выплаченных субсидий. (подпункт 5.3).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что в отношении ответчика в 2021 году проведена плановая проверка в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов, в ходе которой выявлены суммы излишне выплаченной субсидии в размере 5 846 491 рублей 28 копеек, в том числе: 134 637 рублей (оценка результата, показателя за 2018 год); 130 686 рублей (оценка результата, показателя за 2019 год); 1 451 704,00 рублей (корректировка по фактически оказанным услугам за февраль - ноябрь 2020 года); 4 129 464,28 рублей (по проверке, с учетом сведений АО "Сахатранснефтегаз"); по результатам проверки утвержден акт от 20.05.2021 N 524/12-12/16.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что результаты проверки являются недопустимыми доказательствами ввиду несоблюдения порядка принятия и введения в действие нормативного правового акта - Приказа N 223-п, на основании которого проведена проверка, ввиду его неопубликования в установленном порядке, были предметом рассмотрения судами, обоснованно отклонены и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, как несостоятельные.
Согласно приказу от 01.06.2019 N 223-п Порядок проведения проверок утвержден Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 4.4 Порядка N 450-п в целях реализации полномочий по проведению проверок ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" на соблюдение организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Порядок утвержден для Агентства и регулирует порядок проведения им конкретного вида проверок соблюдения организациями - получателями субсидий условий предоставления указанного вида субсидий в рамках предоставленных Министерством полномочий, носит организационный характер.
Учитывая изложенное, а также применяя положения Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-3 N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды пришли к мотивированному выводу о том, что Порядок N 223-п является ненормативным правовым актом.
Суды также учли, что Порядок N 223-п размещен на официальных сайтах Агентства и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности Агентством правомерности расчетов, мотивированных отключением домов от системы теплоснабжения; и ссылки на то, что Общество поставляло тепло до точки поставки; заключенные с потребителями договоры теплоснабжения являлись действующими и были представлены для предоставления субсидии в установленном порядке, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Получатели субсидий несут ответственность за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, за предоставление недостоверных данных и за недостижение значений результатов предоставления субсидий. Мерой ответственности в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, а также в случае недостижения значений результатов предоставления субсидий является возврат средств субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).
Как следует из анализа положений Порядка N 450-п, начисление субсидий производится за фактические объемы поставленной услуги и начисленной платы льготным категориям граждан.
Из акта проверки от 20.05.2021 и акта осмотра от 11.03.2021 N 1 следует, что в обслуживании ООО ТСЖ "Уют" из заявленного в 2018-2020 годах жилищного фонда в количества 20 домов, фактически находится в жилищном фонде объекта проверки 12 домов: из заявленного жилфонда 8 домов перешли в 2018 году на газовое отопление, 3 дома отключены от центрального отопления и 1 дом не указан в жилищный фонд ул. К. Маркса 28/1.
Судами установлено, что разногласия в расчетах между Агентством и Обществом имеются по 4-м адресам: ул. К. Маркса, 20, ул. К. Маркса, 29, ул. Комсомольская, 5, ул. Сэсэн Боло, 2.
Актами от 25.08.2016, 25.08.2018, утверждёнными ООО ТСЖ "Уют", перечнем отключенных от теплоснабжения домов по состоянию на 11.03.2021 подтверждается факт отключения указанных домов от системы теплоснабжения; отключения от системы теплоснабжения выполнены путем закрытия задвижки (крана) и вырезания врезки центрального трубопровода теплоснабжения.
Согласно представленным по запросу суда сведениям АО "Сахатранснефтегаз" по жилому помещению по ул. К. Маркса, 29 имеется акт о запуске газа от 02.10.2018; по жилому помещению по ул. С. Боло, 2 имеются договор на техобслуживание газоборудования от 02.10.2016, договор о поставке газа от 02.10.2015.
При таких обстоятельствах, вывод судов двух инстанций об отсутствии у ООО ТСЖ "Уют" оснований удерживать суммы излишне перечисленной ему субсидии, выделенной на возмещение недополученных доходов, является правомерным.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2023 года по делу N А58-7653/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года по тому же делу, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно приказу от 01.06.2019 N 223-п Порядок проведения проверок утвержден Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 4.4 Порядка N 450-п в целях реализации полномочий по проведению проверок ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" на соблюдение организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Порядок утвержден для Агентства и регулирует порядок проведения им конкретного вида проверок соблюдения организациями - получателями субсидий условий предоставления указанного вида субсидий в рамках предоставленных Министерством полномочий, носит организационный характер.
Учитывая изложенное, а также применяя положения Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-3 N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды пришли к мотивированному выводу о том, что Порядок N 223-п является ненормативным правовым актом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2024 г. N Ф02-7626/23 по делу N А58-7653/2021