город Иркутск |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А33-32422/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2018года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А. Н., Сонина А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования города Игарки в лице администрации города Игарки на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2018 года по делу N А33-32422/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Раздобреева И.А.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),
установил:
Муниципальное образование город Игарка в лице администрации города Игарки (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган) об оспаривании решения и предписания N 26-17-17 от 11.10.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокурор города Игарки, общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевой энергопромышленный комплекс" (далее - ООО "Энергопром").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года решение суда от 28 марта 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая, что не допустила нарушений пунктов 2, 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как ООО "Энергопром" являлось единственным участником в закупках, обществу не создавалось преимущественных условий; указывает, что отсутствует конфликт интересов между администрацией и ООО "Энергопром"; ссылается на то, что пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ограничения для участия ООО "Энергопром" в закупках не предусмотрены; обращает внимание на то, что решения аукционной комиссии принимались без участия Сорокина В.В. и Лебедевой С.А.; просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Красноярское УФАС России считает её доводы несостоятельными.
В отзыве прокуратуры г. Игарки приводятся доводы в поддержку состоявшихся судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru в период с 26.02.2016 по 20.06.2016 размещены извещения о проведении электронных аукционов N ЭА-04-2016 (Выполнение работ по содержанию объектов уличного освещения); N ЭА-13-2016 (Выполнение строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства "Система забора, подготовки и подачи воды в сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения г. Игарки. Красноярский край, Туруханский район (Разработка проектно-сметной документации на строительство сооружений внеплощадочного водоснабжения г. Игарка с реконструкцией водозаборных сооружений (КЕССОН)); N ЭА-16-2016 (Выполнение работ по замене трансформаторов на трансформаторных подстанциях ТП 4-1, 1 мкрн. и ТП 06-14,2 мкрн. в г. Игарка); N ЭА-15-2016 (Выполнение работ по капитальному ремонту подстанции ПС 35/6 по ул. Шмидта, 1 г. Игарка) и запроса котировок N ЗК-17-2016 на выполнение работ по герметизации узлов насосной станции 1-го подъема на объекте капитального строительства "Система забора, подготовки и подачи воды в сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения г. Игарки, Красноярский край, Туруханский район" (Разработка проектно-сметной документации на строительство сооружений внеплощадочного водоснабжения г. Игарка с реконструкцией водозаборных сооружений (КЕССОН)).
При рассмотрении заявок единой комиссией было установлено, что для участия в электронных аукционах N ЭА-04-2016, N ЭА-13-2016, N ЭА-16-2016 и запросе котировок N ЗК-17-2016 была подана единственная заявка от ООО "Энергопром". Для участия в электронном аукционе N ЭА-15-2016 было подано 4 заявки, комиссией допущено к участию в аукционе 4 участника, вместе с тем при проведении аукциона было подано только одно ценовое предложение участником аукциона с порядковым номером заявки N 1 (ООО "Энергопром"), а остальные участники ценовые предложения не подавали. По указанным электронным аукционам и запросу котировок комиссией по закупкам принято решение о соответствии ООО "Энергопром" требованиям Закона о контрактной системе и закупочной документации.
Указанные электронные аукционы и запрос котировок признаны несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в закупках оператором электронной площадки зарегистрирована только одна заявка. По результатам электронных аукционов N ЭА-04-2016, N ЭА-13-2016, N ЭА-16-2016, N ЭА-15-2016 и запроса котировок N ЗК-17-2016 между администрацией г. Игарка и ООО "Энергопром" заключены муниципальные контракты N 8 (ЭА-04-2016) от 21.03.2016, N 21 (ЭА-13-2016); от 25.06.2016, N 24 (ЭА-16-2016) 18.07.2016, N 25 (ЭА-15-2016) 22.07.2016, N 23 (ЗК-17-2016) от 11.07.2017.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры г. Игарки Красноярского края (исх. N 7/1-04-2016 от 12.12.2016; вх.N 22600 от 22.12.2016) с просьбой провести проверку в рамках антимонопольного законодательства деятельности ООО "Энергопром", учредителем и единственным участником которого является муниципальное образование г. Игарка.
В связи с выявлением в действиях администрации г. Игарки признаков нарушения пунктов 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в допуске к участию в электронных аукционах N ЭА-04-2016, N ЭА-13-2016, N ЭА-16-2016, N ЭА-15-2016 и запросе котировок N К-17-2016 ООО "Энергопром" и предоставлении последнему преимущественных условий участия в указанных закупках, приказом Красноярского УФАС России от 28.02.2017 N 50 возбуждено дело N 26-17-17 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения материалов антимонопольного дела N 26-17-17 Красноярским УФАС России 11.10.2017 принято решение о признании администрации г. Игарки нарушившей абзац 1 и пункты 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ею были совершены действия, выразившиеся в создании ООО "Энергопром" преимущественных условий участия в рассматриваемых электронных аукционах и запросе котировок, в части допуска общества к участию в торгах, определения его победителем торгов и заключения с ним по результатам вышеуказанных процедур муниципальных контрактов (пункт 1).
11.10.2017 администрации на основании пункта 2 вышеуказанного решения выдано предписание по делу N 26-17-17 о совершении действий, направленных на обеспечении конкуренции и устранение нарушении порядка организации и проведения торгов.
Администрация оспорила решение и предписание антимонопольного органа в Арбитражном суде Красноярского края.
Отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из информации, размещенной на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, следует, что уполномоченной организацией по осуществлению закупок для нужд администрации г. Игарки, на основании приказа Министерства финансов России от 23.12.2014 N 163н, является финансово-экономический отдел администрации г. Игарки.
Согласно постановлению N 145-п от 12.04.2013 администрации г. Игарки, решению N 72 от 12.04.2013 избирательной комиссии г. Игарки лицом, осуществляющим полномочия главы г. Игарки, сроком на 5 лет выбран Сорокин В.В.
В состав Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений муниципального образования г. Игарка, утвержденной постановлением администрации г. Игарки от 09.01.2014 N 8-п (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации г. Игарки от 04.12.2014 N 349-п), входят: Сорокин В.В. (председатель комиссии), Лебедева С.А. (заместитель председателя комиссии), Санникова Е.А. (секретарь комиссии), Бобылева Т.А. (член комиссии), Филонова Г.К. (член комиссии), Токмашев Д.В. (член комиссии).
ООО "Энергопром" осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением администрации г. Игарки от 18.06.2014 N 155-п, учредителем ООО "Энергомпром" является муниципальное образование г. Игарка, органом местного самоуправления, осуществляющим права учредителя (участника), выступает администрация г. Игарка, физическим лицом, осуществляющим права учредителя, является Сорокин Виктор Васильевич, глава города Игарки.
Согласно решению N 1 единственного участника ООО "Энергопром" от 08.07.2014 - муниципального образования г. Игарка, в лице главы г. Игарка Сорокина В.В. членами Совета директоров ООО "Энергопром" выбраны следующие лица: Глушков Анатолий Геннадьевич; Лебедева Светлана Анатольевна (заместитель главы города Игарки, начальник финансово-экономического отдела администрации г. Игарки); Никитин Евгений Владимирович; Середкина Любовь Павловна; Сорокин Виктор Васильевич (глава города Игарки).
Таким образом, как установили суды, численный состав органа управления (наблюдательного совета) ООО "Энергопром" более чем на половину состоит из должностных лиц его учредителя - администрации г. Игарка (включая главу администрации - Сорокина В.В.).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Абзацем 1, пунктами 2, 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений (пункт 4).
По смыслу указанных норм, как признали суды, не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Из системного толкования приведённых положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников.
Следовательно, как верно признали суды, допуск ООО "Энергопром" к участию в рассматриваемых торгах был осуществлен с нарушением действующего законодательства и положения о Единой комиссии и извещения по торгам, поскольку Сорокин В.В., являясь главой г. Игарки, в своем лице представлял интересы заказчика (администрации г. Игарки), а также являлся представителем учредителя участника закупки (ООО "Энергопром") и членом органа управления общества (наблюдательного совета). В этой связи действия администрации, как лица, осуществляющего закупки, по допуску участника закупки - ООО "Энергопром" к участию в торгах в связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о возникновении конфликта интересов и могущих привести к ограничению конкуренции (включая создание необоснованных преимуществ этому участнику торгов), правомерно квалифицированы антимонопольным органом в соответствии с абзацем 1, пунктами 2 и 4 части 1 статьи 17 Закона о контрактной системе.
Указанная правовая позиция судов по настоящему делу согласуется с выводами,
отраженными в пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.09.2016.
Иной правовой подход и оценка указанных выше обстоятельств как исключающих конфликт интересов изложены в кассационной жалобе администрации.
Данные доводы не принимаются судом кассационной инстанции, так как заявитель не исключил в действиях администрации как заказчика торгов нарушения абзаца 1, пунктов 2, 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Суды также учли, что рынок, на котором осуществляется выполнение спорных работ, является конкурентным, а ООО "Энергопром" не обладает необходимыми ресурсами, позволяющими своими силами исполнить муниципальные контракты.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что решения аукционной комиссии принимались без участия Сорокина В.В. и Лебедевой С.А., не имеют правового значения для дела, поскольку не должностным лицам, а администрации вменено нарушение антимонопольного законодательства в виде допуска к участию в торгах ООО "Энергопром" и предоставления этому обществу преимущественных условий участия в торгах, что свидетельствует о возникновении конфликта интересов и и может привести к ограничению конкуренции.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2018 года по делу N А33-32422/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.