город Иркутск |
|
5 ноября 2015 г. |
Дело N А10-6108/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Вега" - Дорошкевича Сергея Александровича (доверенность от 27.10.2015), Шагдурова Александра Чимитовича (доверенность от 27.10.2015), Старковой Юлии Александровны, действующей в интересах Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ по доверенности от 12.10.2015 N 1559, Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ по доверенности от 08.10.2015 N 209,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 мая 2015 года по делу N А10-6108/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ботоева В.И., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (ОГРН 1140327014981, г. Улан-Удэ, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, г. Улан-Удэ, далее - комитет по архитектуре) о признании незаконным изложенного в письме от 21.11.2014 N 20134117 отказа в предоставлении земельного участка и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, г. Улан-Удэ, далее - комитет по управлению имуществом), общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Эталон-С".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнении к ней комитет по архитектуре просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств дела, ссылаясь на обоснованность оспариваемого отказа, вынесенного в соответствии с муниципальным правовым актом.
В судебном заседании представитель комитета по архитектуре и комитета по управлению имуществом поддержала доводы кассационной жалобы, представители общества отклонили их.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 26.08.2015), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество 07.11.2014 обратилось в комитет по архитектуре с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года площадью 1300 кв. м для строительства объекта социального обслуживания населения, расположенного вблизи жилого дома по ул. Октябрьская, 30.
Письмом от 21.11.2014 N 20134117 комитет по архитектуре отказал обществу в предварительном согласовании места размещения объекта со ссылкой на Положение о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (далее - Положение о порядке предоставления земельных участков N 807-82, Положение), указав, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только на торгах.
Исходя из установленных обстоятельств по делу и оценки представленных доказательств суды первой и кассационной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования, сочтя, что отказ в предоставлении обществу спорного земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по указанному мотиву противоречит требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод комитета по архитектуре о законности оспариваемого отказа со ссылкой на положения пункта 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3 Положения о порядке предоставления земельных участков N 807-82 подлежит отклонению.
Пунктом 4.3 Положения о порядке предоставления земельных участков N 807-82 (в редакции на момент обращения общества с заявлением в комитет) предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением следующих случаев предоставления земельных участков:
- лицам, с которыми заключен договор о развитии застроенной территории (в отношении застроенной территории, по которой принято решение о развитии);
- пользователям недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- государственным, муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- лицам, с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета;
- лицам, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда на Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ возложена обязанность по предоставлению земельных участков для строительства;
- религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения;
- лицам, заключившим инвестиционное соглашение с органами местного самоуправления, в том числе по проектам, включенным в реестр инвестиционных площадок в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2010 N 258 "О формировании реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия" (в отношении земельного участка, на котором располагается и (или) будет располагаться объект такого соглашения);
- лицам, с которыми подписано соглашение о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве (в отношении земельного участка, на котором располагается или будет располагаться объект такого соглашения);
- лицам для строительства линейных объектов, объектов электросетевого хозяйства, водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Положением предусматривается, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1-9 пункта 4.3 Положения.
Содержащееся в Положении указание на предоставление земельных участков на торгах, кроме ограниченного ряда исключений, не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, по сути, является неопределенным.
Между тем в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах. Указанное свидетельствует о том, что Положением фактически исключается процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов (т.е. без проведения торгов) и нарушается право заинтересованных лиц на предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 мая 2015 года по делу N А10-6108/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 мая 2015 года по делу N А10-6108/2014, постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2015 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 августа 2015 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.