город Иркутск |
|
11 января 2024 г. |
Дело N А58-1290/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), представителя общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" - Худорожко С.В. (доверенность от 19.12.2023, удостоверение адвоката),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2023 года по делу N А58-1290/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" (ИНН 1414015003, ОГРН 1101414000423, далее - ООО "Ленское ПТЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - агентство) о признании недействительным требования от 30.12.2022 N 524/07-14/б/1292.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Республики Саха (Якутия) (далее - Счетная палата).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
ООО "Ленское ПТЭС" полагает, что общество правомерно получило спорную субсидию на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги населению.
Как указано в кассационной жалобе, в рассматриваемом случае не имеет значения, что рассматриваемые жилые помещения в соответствующем периоде не использовались собственником (муниципальным образованием "Город Ленск") для проживания граждан, в том числе по договорам социального найма.
Кроме того, судами не учтено, что в расселяемых аварийных жилых домах отсутствует возможность частичного отключения коммунальных услуг. Следовательно, весь объем услуг подлежал расчету по льготному тарифу для населения с компенсацией недополученных доходов путем предоставления субсидии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 4а-4г, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
В заседании суда округа представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Ленское ПТЭС" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги населению (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) в городе Ленске Ленского района Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" (далее - Закон о льготных тарифах) приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 N 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок N 450-п).
В соответствии с пунктами 1.7, 2.5.1 Порядка N 450-п (в редакции от 20.05.2021 - пункты 1.6, 3.10.1) между агентством и ООО "Ленское ПТЭС" заключен ряд соглашений и дополнительных соглашений к ним о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Предметом указанных соглашений является предоставление агентством обществу бюджетных средств республики в виде субсидии с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Целью предоставления субсидий является возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги населению; поддержание платежеспособности указанной льготной категории потребителей за потребленные жилищно-коммунальные услуги путем возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат получателей.
Субсидии на возмещение недополученных доходов за 2019-2021 годы начислены в общей сумме 70 867 769 рублей.
По поручению Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30.11.2021 ГС N 860-IV, в соответствии с Планом работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2022 год, проведены выездные проверки законности и результативности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных ООО "Ленское ПТЭС" в рамках реализации мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", по результатам которых составлены акты от 07.12.2022 N 2-11/110 (в отношении общества, т. 1 л.д. 66-79) и N 2-11/111 (в отношении агентства, т. 2 л.д 45-65).
В рамках проверок Счетной палатой исследована эффективность и целевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субсидий в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, в частности, проведена проверка соблюдения условий и порядков предоставления субсидий получателями, в том числе обоснованность и законность определения недополученных доходов за фактически поставленные объемы субсидируемых коммунальных услуг.
Судами установлено, что в рамках контрольного мероприятия проведены обследования жилищного фонда Ленского района г. Ленска, коммунальные услуги (ресурсы) которым поставляет общество, а также котельной. Обследования проведены в присутствии представителей общества и управляющих компаний. Результаты обследований оформлены актами от 22.11.2022, 23.11.2022, 24.11.2022.
По результатам обследований выявлено, что в ряде жилых помещений (квартир), собственниками которых является муниципальное образование "Город Ленск" и расположенных в домах, признанных аварийными и расселяемых в установленном порядке, отсутствуют признаки ведения домашнего хозяйства.
Администрацией муниципального образования "Город Ленск" на запрос Счетной палаты от 25.11.2022 N 33/02-13/2180 представлена информация о фактической дате расселения жильцов в освобожденной ими площади.
Таким образом, по результатам проверки установлено, что обществом в проверяемом периоде к субсидированию предъявлены объемы коммунальных ресурсов (тепловой энергии) по расселенным квартирам в МКД, признанных аварийными, собственниками которых физические лица не являются.
Счетная палата пришла к выводу, что рассматриваемые помещения после признания их аварийными и не пригодными для проживания граждан не могли быть предоставлены для проживания с начислением коммунальных услуг по тарифу, установленному для населения.
Также на основании пункта 1.2 Порядка N 450-п, пункта 1 статьи 3 Закона о льготных тарифах (в редакциях, действовавших в проверяемый период), Счетная палата пришла к выводу, что к категории лиц, имеющих право на установлением льготных тарифов на тепловую энергию, отнесены только физические лица, проживающие в жилом фонде, а поскольку муниципальные образования не отнесены к категории лиц, имеющей право на установление льготных тарифов, то начисление субсидии обществу в размере 12 585 577 рублей на возмещение недополученных доходов за поставленные коммунальные ресурсы не льготной категории лиц является необоснованным.
Общество представило замечания на акт проверки N 02-11/110.
По результатам рассмотрения замечаний Счетная палата вынесла заключение, утвержденное аудитором палаты 21.12.2022, об отклонении представленных замечаний и направило его обществу 22.12.2022.
Также Счетная палата направила агентству представление от 27.12.2022 N 01/1-08/89, в котором указано о ненадлежащем исполнений контролируемым лицом бюджетных полномочий, установленных подпунктом 3.1 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса, что привело, в частности, к нарушению ООО "Ленское ПТЭС" статьи 3 Закона о льготных тарифах, пунктов 1.2, 1.3 Порядка N 450-п в части предъявления к субсидированию объемов поставленной тепловой энергии потребителю, не относящемуся к льготной категории (МО "Город Ленск" по расселенным 64 квартирам 60 аварийных МКД), необоснованному начислению и получению субсидии.
09.01.2023 в адрес общества от агентства было получено требование о возврате излишне выплаченной субсидии в сумме 12 585 577 рублей.
Не согласившись с предъявленным требованием о возврате излишне выплаченной субсидии, ООО "Ленское ПТЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды согласились с законностью и обоснованностью выводов Счетной палаты о необоснованном получении субсидии в спорном объеме.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. В качестве таких принципов указаны обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию и горячую воду подлежат государственному регулированию.
В рассматриваемый период в Республике Саха (Якутия) согласно статье 3 Закона о льготных тарифах право на льготные тарифы имели физические лица, проживающие в жилищном фонде и приобретающие сжиженный газ, поставляемый через групповые газовые резервуарные установки, а также услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению, - в отношении тарифов на сжиженный газ, тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение (пункт 1 части 1).
В силу статьи 5 названного закона возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Соглашения о предоставлении субсидий заключены сторонами на основании Порядка N 450-п, которым предусмотрены мероприятия, проводимые в отношении получателей субсидий, в том числе проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Мерой ответственности в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного, в том числе по фактам проверок, проведенных органом государственного финансового контроля, является возврат средств субсидий в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) по правилам, установленным разделом 3.9 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 3.9.1 Порядка N 450-п агентство в течение срока исковой давности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, направляет Получателю субсидии требование о возврате субсидий при установлении факта нарушения условий и порядка предоставления субсидий, при выявлении сумм необоснованно полученных субсидий, при недостижении результата предоставления субсидии, а также при невозврате получателем субсидии неиспользованных остатков субсидий.
С учетом приведенного правового регулирования, принимая во внимание, что рассматриваемые жилые помещения в соответствующем периоде не использовались собственником (муниципальным образованием) для проживания граждан, в том числе по договорам социального найма, были в установленном порядке признаны аварийными, то есть фактически являлись непригодными для проживания, суды пришли к обоснованному выводу, что спорные затраты не могли быть компенсированы путем предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов населению.
Вопросы гражданско-правового характера, связанные с урегулированием расчетов собственника (муниципального образования) за фактически поставленные энергетические ресурсы, не связанные с осуществлением субсидируемой деятельности по отпуску тепловой энергии населению по льготным тарифам, не входят в предмет рассмотрения в настоящем споре.
По указанным выше причинам суд округа отклоняет довод кассационной жалобы о необходимости дополнительного исследования вопроса о том, возможно ли частичное отключение коммунальных услуг в расселяемых аварийных жилых домах.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
Вопреки устному доводу представителя общества в судебном заседании суда округа, судебные акты не приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в том числе муниципального образования "город Ленск".
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы общество представило документ об уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей, тогда как уплате по данной категории спора об обжаловании ненормативного правового акта подлежала пошлина в сумме 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"). Государственная пошлина в сумме 1 500 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из соответствующего бюджета.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей за кассационное рассмотрение дела подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы, поскольку судебный акт принят не в его пользу.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2023 года по делу N А58-1290/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04 октября 2023 года N 1955.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.9.1 Порядка N 450-п агентство в течение срока исковой давности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, направляет Получателю субсидии требование о возврате субсидий при установлении факта нарушения условий и порядка предоставления субсидий, при выявлении сумм необоснованно полученных субсидий, при недостижении результата предоставления субсидии, а также при невозврате получателем субсидии неиспользованных остатков субсидий.
...
При подаче кассационной жалобы общество представило документ об уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей, тогда как уплате по данной категории спора об обжаловании ненормативного правового акта подлежала пошлина в сумме 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"). Государственная пошлина в сумме 1 500 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату из соответствующего бюджета."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 января 2024 г. N Ф02-7011/23 по делу N А58-1290/2023