г. Иркутск |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А78-9289/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Пущиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Мангатаевой Т.Г.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Забайкальского края представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю Корниенко И.А. (доверенность от 11.01.2012), Савватеевой Н.С. (доверенность от 11.01.2012), Золотухиной И.В. (доверенность от 11.01.2012) и открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" Гармановой Е.В. (доверенность от 09.11.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2012 года по делу N А78-9289/2011 Арбитражного суда Забайкальского края (суд первой инстанции - Минашкин Д.Е.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Доржиев Э.П., Басаев Д.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Ксеньевский прииск" (ОГРН 1027500624238, место нахождения: Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047533001471, место нахождения: Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 29 июня 2011 года N 7633 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее - налоговое управление) от 12.08.2011 N 2.13-20/327 ЮЛ/08776, в части:
- привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 24 715 рублей;
- начисления пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 765 рублей 52 копейки;
- предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 56 655 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 7 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2012 года решение суда отменено. Принят по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований частично. Решение налоговой инспекции, в редакции решения налогового управления, признано недействительным в части:
- привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 18 023 рубля;
- начисления пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 765 рублей 52 копейки;
- предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 56 655 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы арбитражного апелляционного суда о правомерном применении налогоплательщиком налоговой ставки ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2010 года не соответствуют положениям действующего законодательства о налогах и сборах и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество просит законное и обоснованное постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Забайкальского края, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом 28.01.2011 налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2010 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.05.2011 N 7855.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля заместителем начальника инспекции принято решение от 29.06.2011 N 7633 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". В соответствии с данным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 57 087 рублей, обществу начислены пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 886 рублей 67 копеек и предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 285 435 рублей.
Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, решением от 12.08.2011 N 2.13-20/327ЮЛ/08776 по апелляционной жалобе налогоплательщика изменило решение налоговой инспекции, пункты 1 - 3 резолютивной части решения изложены в новой редакции: общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 24 715 рублей; начислены пени в сумме 1 669 рублей 77 копеек; предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 123 577 рублей. В остальной части решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись в части с решением налоговой инспекции в редакции решения управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд Забайкальского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что, несмотря на подтверждение налогоплательщиком права в течение 2010 года относить добытые из отходов собственного производства полезные ископаемые к некондиционным запасам и применения к ним налоговой ставки ноль процентов, представленные обществом документы не могут очевидно свидетельствовать о правомерном отнесении обществом в декабре 2010 года всего количества таких полезных ископаемых. Отказывая в удовлетворении требования общества в части снижения размера налоговых санкций за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых, суд первой инстанции не посчитал приведенные обществом обстоятельства смягчающими налоговую ответственность.
Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и принимая новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о подтверждении налогоплательщиком правомерности применения ставки ноль процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении добытого полезного ископаемого в количестве 0,9 кг золота, извлеченного из хвостов шлихообогатительной установки. Принимая новое решение в отношении налоговых санкций, суд апелляционной инстанции дал оценку заявленным налогоплательщиком обстоятельствам, признал их смягчающими и применил положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в силу статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при добыче, в том числе, полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов, утвержденным Приказом МПР от 09.07.1997 N 122, оценка промышленной значимости запасов полезных ископаемых и отнесение их к категории кондиционных (подлежащих постановке на баланс) или некондиционных (забалансовых) производится на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
Временными методическими рекомендациями предусмотрено, что к некондиционным запасам полезных ископаемых относятся:
- запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Отнесение запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным рекомендуется осуществлять в процессе государственной экспертизы технико-экономического обоснования постоянных кондиций, а также при внесении в проект разработки месторождений дополнений и изменений в установленном порядке.
Как следует из Временных методических рекомендаций, отнесение запасов к некондиционным (забалансовым) производится при подготовке проекта разработки месторождения в процессе государственной экспертизы или при внесении в него дополнений и изменений.
Согласно протоколу совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию В.Н. Бавлове от 03.05.2011 N ВБ-18/274-пр признано обоснованным отнесение обществом к некондиционным запасам (к остаточным запасам пониженного качества) добытых запасов золота (кассовые) в количестве 75,1 кг, в том числе: 29,2 кг по участку полигона драги N 161; 18,9 кг по участку полигона драги N 164 на месторождении реки Черный Урюм, а также 27,0 кг по участку полигона драги N 159 месторождения реки Итака. Пунктом 2 названного протокола также признано добытым в 2010 году из отходов собственного производства золото в количестве 0,9 кг из хвостов шлихообогатительной установки (ШОУ) открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск".
Суд апелляционной инстанции дал правильную оценку фактическим обстоятельствам по делу и признал, что налогоплательщиком подтверждена правомерность применения ставки ноль процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении добытого полезного ископаемого в количестве 0,9 кг золота, извлеченного из хвостов шлихообогатительной установки.
При этом арбитражный апелляционный суд правомерно указал на то, что Арбитражный суд Забайкальского края при рассмотрении настоящего дела дал оценку обстоятельствам, которые не являлись основанием для привлечения налоговой инспекцией общества к налоговой ответственности и не были отражены в оспариваемом ненормативном акте. Налоговой инспекцией выводы суда апелляционной инстанции не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции относительно уменьшения судом апелляционной инстанции налоговых санкций Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа также отклоняются, поскольку судом исследованы представленные в материалы дела документы, фактическим обстоятельствам по делу в данной части арбитражный апелляционный суд дал верную оценку, в связи с чем кассационная инстанция не имеет оснований для переоценки установленных судом обстоятельств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе налоговой инспекции, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального или процессуального права, то есть не свидетельствуют о судебной ошибке, являются позицией налоговой инспекции по делу, основаны на ошибочном толковании ею норм права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2012 года отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2012 года по делу N А78-9289/2011 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.