г. Иркутск |
|
23 июня 2017 г. |
Дело N А78-7204/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2017 года по делу N А78-7204/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сталичнова М.В., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Доржиев Э.П., Макарцев А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Престиж" (ОГРН 1077536003016, ИНН 7536078033, далее - ООО "Строй-Престиж") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края 14 615 876 рублей 08 копеек задолженности по государственному контракту N 54-ЧС от 27.11.2014, 812 803 рублей 52 копеек пени за период с 01.01.2016 по 15.06.2016 с начислением их с 16.06.2016 по день фактической оплаты суммы долга, в случае недостаточности денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности, с Забайкальского края в лице Министерства природных ресурсов Забайкальского края.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Забайкальского края и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2017 года в связи с отказом истца прекращено производство по делу в части заявленных требований к Министерству природных ресурсов Забайкальского края. Взыскано с Забайкальского края за счет его казны в лице Министерства финансов Забайкальского края в пользу истца 14 615 876 рублей 80 копеек задолженности и 812 803 рублей 52 копеек неустойки. Начиная с 16.06.2016 по день фактической оплаты основного долга возложена обязанность производить взыскание с Забайкальского края за счет его казны в лице Министерства финансов Забайкальского края в пользу истца неустойки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неоплаченной суммы основного долга за каждый день просрочки. В иске к остальным ответчикам в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года решение от 26 января 2017 года оставлено без изменения.
Министерство финансов Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2017 года по делу N А78-7204/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года по тому же делу отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права: статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 125, 126, 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как не является стороной договора (должником по обязательствам) и главным распорядителем бюджетных средств по отношению к заказчику.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что законных оснований для привлечения к ответственности Министерства финансов Забайкальского края у суда не имелось.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, ООО "Строй-Престиж" по государственному контракту N 54-чс от 27.11.2014 выполнены работы по строительству объекта "Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь)", которые без замечаний приняты ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края по актам приемки выполненных работ. Согласно справкам о стоимости выполненных работ последние выполнены на общую сумму 70 145 636 рублей 80 копеек. Оплата выполненных работ произведена частично, актом сверки взаимных расчетов за 2015 год стороны установили, что задолженность ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края перед ООО "Строй-Престиж" составляет 14 615 876 рублей 80 копеек.
Заявляя требования, истец указал, что долг по оплате работ ответчик не погасил, на сумму долга начислены пени по пункту 11.2 спорного контракта.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, ссылаясь на статьи 307, 330, 401, 763, 764, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, Соглашение между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Забайкальского края о предоставлении субсидий, Закон Забайкальского края от 23.12.2014 N 1116-ЗЗК (редакция от 28.12.2015) "О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", Положение о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденное постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93 исходил из того, что требования истца обоснованы по праву и по размеру и подлежат удовлетворению за счет Забайкальского края в лице его Министерства финансов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что факт оказания услуг в заявленном размере подтвержден представленными истцом актами приемки выполненных работ и актом сверки подписанными сторонами спорного контракта без замечаний. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении спорного платежа является Министерство финансов Забайкальского края.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истец подтвердил факт выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом N 54-чс от 27.11.2014.
Результат данных работ принят по актам приемки выполненных работ без замечаний.
По мнению судов, главным распорядителем бюджетных средств в отношении спорного платежа является Министерство финансов Забайкальского края.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Как следует из устава ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, его учредителем является Забайкальский край в лице Министерства территориального развития Забайкальского края и Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Доказательства предоставления министерству территориального развития края или департаменту государственного имущества и земельных отношений денежных средств в размере, достаточном для исполнения обязательств по государственному контракту N 54-чс от 27.11.2014, в материалы дела не представлены.
Поскольку по спорному контракту денежные средства из бюджета в полном объеме не выделены, в данном случае по обязательствам Забайкальского края отвечает Министерство финансов Забайкальского края как главный распорядитель бюджетных средств субъекта.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2017 года по делу N А78-7204/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 января 2017 года по делу N А78-7204/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.