город Иркутск |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А74-6697/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Качукова С.Б., Фирсова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания и обеспечении использования системы веб-конференции помощником судьи Сковородиным А.С.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2023 года по делу N А74-6697/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (далее - истец, заявитель, ООО "Аэросити-2000") обратилось в арбитражный суд Республики Хакасия с иском к индивидуальному предпринимателю Рыбачковой Светлане Владимировне (далее -предприниматель, ИП Рыбачкова С.В.) о взыскании 118 351 рубля 06 копеек долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
Решением суда первой инстанции от 27 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2023 года, ООО "Аэросити-2000" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить по мотиву несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
В поданной жалобе ООО "Аэросити-2000" указало, что между сторонами заключен договор на условиях Типовой формы, в рамках которого оказывались услуги по вывозу ТКО, образованные ответчиком. По мнению заявителя, предприниматель злоупотребляет своим правом, поскольку уклоняется от оплаты фактически оказанных услуг, в то время, как действующим законодательством установлен запрет на самостоятельный вывоз ТКО потребителем и заперт их складирования вне мест накопления отходов. В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие фактический вывоз мусора с ближайшего места (площадки) накопления ТКО, что свидетельствует об оказании услуг предпринимателю.
Суд кассационной инстанции удовлетворил ходатайство ООО "Аэросити-2000" об участии представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
Однако в установленное время представитель заявителя не принял участие в онлайн-заседании, несмотря на предоставленную ему возможность присоединиться к онлайн-заседанию с соблюдением установленного порядка.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование регионального оператора о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Рыбачкова С.В. с 16.11.2016 и по настоящее время является собственником объекта недвижимого имущества - торговый комплекс, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ул. Курортная, 25.
ООО "Аэросити-2000" в соответствии с соглашением от 20.06.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность на территории Территориальной зоны N 1 Республики Хакасия.
Согласно пункту 1.5 соглашения, дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, 01.01.2019. Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами (пункт 1.3 соглашения).
Согласно разделу 11 территориальной схемы в состав Территориальной зоны N 1 входят следующие муниципальные образования: Боградский муниципальный район; Орджоникидзевский муниципальный район; Ширинский муниципальный район. Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.
ООО "Аэросити-2000" исполнило обязанность по направлению публичной оферты, информация о которой размещена в газете "Хакасия" от 30.11.2018, с размещением типового договора.
Ответчик не направлял заявку в адрес регионального оператора, договор собственником коммунальных отходов не подписан, мотивированный отказ от его подписания региональному оператору не направлен.
Истец представил в материалы дела договор от 10.02.2022 (не подписанный со стороны потребителя), соответствующий типовому договору, согласно которому региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления отходов, которые определены в настоящем договоре и осуществлять деятельность по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти тарифа на услугу регионального оператора.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО в период с 01.01.2020 по 31.12.2021 на сумму 118 351 рубль 06 копеек истец представил подписанный в одностороннем порядке универсальный передаточный документ от 11.02.2022, а также доказательства направления 24.02.2022 вместе с договором, счетом и претензием в адрес ответчика.
Поскольку требования об оплате услуг по обращению с ТКО не исполнены, ООО "Аэросити-2000" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в указанном размер, ссылаясь на факт оказания услуг в интересах потребителя.
По итогам рассмотрения спора суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования. При этом суды исходили из отсутствия доказательств фактического оказания услуг, которые бы обеспечивали предоставление достоверных сведений, подтверждающих соблюдение процедуры исполнения обязательств по вывозу ТКО со стороны регионального оператора в учетом императивных требований действующего законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (пункт 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 5 данных Правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел: "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел: "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
В силу приведенного выше пункта 9 Правил разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО является источником для сведений, включаемых в раздел: "Места накопления отходов" территориальной схемы.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определен, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2023 N 306-ЭС23-9063 по делу N А55-29850/2021, от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944 по делу N А75-7519/2021.
Учитывая, что истец в обоснование иска ссылался на наличие у него договорных правоотношений с ответчиком на условиях типовой формы исходя из фикции его заключения, юридически значимым для рассмотрения дела обстоятельством является установление фактического механизма движения ТКО, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой.
Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что юридически значимым обстоятельством, влияющим на возможность подтверждения фактов исполнения обязательств со стороны регионального оператора, является включение спорного места накопления ТКО в территориальную схему, которая должна содержать данные о нахождении источников образования отходов и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации).
В ситуации, когда место накопления не входит в территориальную схему и письменный договор в виде единого подписанного сторонами документа отсутствует, региональный оператор не лишен права доказывать факт оказания соответствующего вида непосредственно потребителю, представив достоверные сведения исполнения обязательств.
По итогам оценки фактических обстоятельств спора суды установили, что объект предпринимателя, не признающего факт оказания ему указанной услуги, не учтен в качестве источника образования ТКО. Доказательств, подтверждающих, что территориальной схемой для ответчика определено соответствующее место накопления ТКО в материалы дела не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанции также обоснованно приняли во внимание, что иных сведений, достоверно подтверждающих вывоз ТКО в интересах предпринимателя и индивидуализирующих его как непосредственного получателя такой услуги, в деле также не имеется. При установленных по делу обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Ссылки ООО "Аэросити-2000" на то, что предприниматель имел возможность размещать мусор в общедоступных местах накопления ТКО на территории населенного пункта правомерно отклонены судами, поскольку они носят формальный характер и не исключают необходимости доказывания непосредственного оказания предпринимателю соответствующей услуги исходя из приведенного правового регулирования.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда первой инстанции и отмену постановления суда апелляционной инстанции не установлены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2023 года по делу N А74-6697/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2024 г. N Ф02-307/24 по делу N А74-6697/2022