город Иркутск |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А19-2659/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Дамбарова С.Д., Качукова С.Б.,
при участии в судебном заседании представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Бабкиной М.А. (доверенность от 12.01.2024, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании), представителя министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольниковой Е.А. (доверенность от 27.03.2023, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2023 года по делу N А19-2659/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - управление) с требованием о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:30 площадью 23522 кв. м, местоположение: Иркутская область, Иркутский район, 1 км автодороги Иркутск, Мельничная Падь, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для базы консервации автомашин и материалов.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Виас", министерства лесного комплекса Иркутской области, администрации Марковского муниципального образования - администрации городского поселения, Федерального агентства лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2023 года, требования министерства удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В поданной жалобе управление указало, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в связи с его частичным расположением в границах земель лесного фонда Иркутского территориального лесничества, в последующем включенных в границы Марковского муниципального образования. Заявитель настаивает, что исключение из Государственного лесного реестра сведений о расположении спорного земельного участка в границах земель лесного фонда в связи с включением указанного земельного участка в границы населенного пункта не прекращает право собственности Российской Федерации, возникшее в силу прямого указания закона (земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности). Кроме того, заявителем жалобы указано на необоснованность выводов судов относительно земельного участка с кадастровым номером 38:06:130701:125, не являющегося предметом спора.
В судебном заседании представитель управления доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель министерства в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся представителей иных участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения арбитражным судом и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.01.2023 право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:30 площадью 23522 кв. м, местоположение: Иркутская область, Иркутский район, 1 км автодороги Иркутск-Мельничная Падь, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для базы консервации автомашин и материалов, зарегистрировано 28.02.2022.
Ранее указанный земельный участок являлся предметом договора аренды от 14.11.2002 N 1102, заключенного между администрацией Иркутского района и предпринимателем Сухановой Е.В. сроком на 35 лет, которая, в свою очередь, уступила право аренды участка обществу "Виас" в связи с продажей объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке. В дальнейшем, между министерством и обществом "Виас" заключено дополнительное соглашение от 15.12.2020 к указанному договору, согласно которому права арендатора перешли к обществу.
Также судами установлено, что по сведениям государственного лесного реестра спорный земельный участок частично располагался в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества.
Согласно служебной записке министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2022 N СЛ-91-4141/22 земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:30 исключен из государственного лесного реестра и в настоящее время к землям лесного фонда не относится.
Протоколом согласительного совещания по урегулированию разногласий по проекту генерального плана Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области (прилагается) проект генерального плана Марковского городского поселения, содержащий предложения по включению земель лесного фонда Иркутского лесничества, общей площадью 998 га (из них 794 га - зеленая зона), был согласован Рослесхозом при условии изменения границ зеленой зоны Иркутского лесничества.
На основании сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации Решением Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 N 52-294/Дгп утвержден генеральный план Марковского городского поселения Иркутского района Иркутской области.
В июне 2019 года Рослесхозом согласован проект по изменению границ зеленых зон Иркутского лесничества с целью перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов р.п. Маркова.
Участки лесного фонда Иркутского лесничества в границах которых, в том числе, расположен земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:30, исключены из Государственного лесного реестра на основании решения Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 N 52-294/Дгп.
Полагая, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:30 нарушает права и законные интересы министерства, как органа, осуществляющего полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее Постановление N 10/22), и исходил из того, что запись в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на земельный участок нарушает права министерства как органа, осуществляющего полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и, соответственно, обоснованности требований министерства.
При повторном рассмотрении дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами судов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
В абзаце 4 пункта 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником спорной недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРП должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Иск о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим также может быть предъявлен лицом, в чьем фактическом владении находится спорное недвижимое имущество, и право собственности этого лица на спорное имущество возникло в силу закона, либо указанное лицо является обладателем ранее возникшего права собственности, признаваемого юридически действительными при отсутствии его государственной регистрации.
С учетом указанных выше разъяснений, принимая во внимание предмет заявленных исковых требований, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на министерстве лежит бремя доказывания обстоятельств, на которых оно основывает свои требования, а именно - обстоятельств, свидетельствующих о возникновении у министерства прав в отношении спорного земельного участка, что, в свою очередь, не освобождает управление от процессуальной обязанности представить доказательства, опровергающие доводы министерства.
В рассматриваемом случае, в обосновании своей правовой позиции министерство ссылалось на исключение спорного земельного участка из Государственного лесного реестра ввиду изменений границ населенного пункта соответствующим решением муниципального органа, что, по мнению министерства, является основанием считать, что земли, ранее являвшиеся землями лесного фонда, в результате изменения границ населенного пункта перешли в состав земель, право собственности на которые не разграничено, правомочия собственника в отношении которых осуществляет министерство.
Управление в ходе рассмотрения дела в отзыве, а также в доводах кассационной жалобы указанные доводы министерства оспаривало со ссылкой на пункт 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в 2012 году (в период изменения границ населенного пункта).
Суды, удовлетворяя заявленные требования, установили, что спорный земельный участок исключен из государственного лесного реестра на основании решения Думы Марковского муниципального образования, и отнесли указанный участок к землям, собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент изменения границ населенного пункта) включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, право собственности Российской Федерации, возникшее в силу закона, не может быть прекращено по такому основанию, как последующее включение земельного участка в границы населенного пункта.
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 13225/11).
Выводы судов о том, что изменение границ населенных пунктов является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые до принятия решения об отнесении их к землям населенных пунктов относились землям лесного фонда, ошибочны.
Кроме того, из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что земельный участок кадастровым номером 38:06:010902:30 лишь частично располагался в границах земель лесного фонда.
При этом судами в нарушение положений статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не включен в предмет исследования вопрос о том, какая именно часть спорного земельного участка была ранее отнесена к землям лесного фонда.
Между тем в материалы дела представлено, в том числе, заключение кадастрового инженера от 14.08.2018, из которого следует, что при его подготовке кадастровым инженером использованы в работе координаты земельных участков из земель лесного фонда, включенных в границы Марковского муниципального образования.
Однако указанное заключение кадастрового инженера, а также и иные документы, согласно которым с 1995 года полномочия собственника в отношении данного земельного участка осуществляла Администрация Иркутского района (в частности, постановление N 1148 от 30.05.2002), не получили должной судебной оценки.
Учитывая наличие в деле доказательств которые, с одной стороны, свидетельствуют об отнесении части спорного земельного участка к землям лесного фонда, а с другой - об отнесении его к землям промышленности (прочие земли), судам необходимо было включить в предмет исследования вопросы о порядке формирования спорного земельного участка, определении его границ, установить имелось ли при постановке на кадастровый учет спорного участка пересечение его границ с землями лесного фонда.
Таким образом, вывод судов о наличии оснований для признания права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим основан на неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Выводы Четвертого арбитражного апелляционного суда со ссылкой на положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" о том, что земельный участок не может быть отнесен к землям лесного фонда и, соответственно, не является собственностью ответчика, судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку они сделаны в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:130701:125, требования в отношении которого в рамках настоящего дела министерством не предъявлялись. В этой связи, данный вывод подлежит исключению из мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции (применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
С учетом изложенного, выводы арбитражных судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, суд кассационной инстанции не может признать законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, которые судами двух инстанций не были установлены в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание необходимость установления фактических обстоятельств спора применительно к вышеназванным нормам материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, подлежащие установлению при разрешении спора: установить, имелось ли пересечение границ спорного земельного участка с границами земель лесного фонда, которые были зафиксированы в Государственном лесном реестре до исключения части спорного земельного участка из состава земель лесного фонда, определить координаты пересечения указанных границ (в случае установления такого пересечения); с учетом установленных обстоятельств разрешить настоящий спор, правильно применив нормы материального и процессуального права, определив надлежащий способ защиты нарушенного права, принимая во внимание, что способ защиты права, избранный министерством является исключительным, подлежащим применению лишь в случае, если защитить нарушенное право иным способом невозможно.
В рассматриваемом случае из доводов сторон и обстоятельств дела следует, что фактически между сторонами имеется спор о праве на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:30, который в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 2 постановления N 10/22, в случае установления частичного пересечения границ спорного земельного участка с ранее имевшимися границами земель лесного фонда, может быть разрешен посредством рассмотрения иска об установлении границ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2023 года по делу N А19-2659/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2023 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2024 г. N Ф02-110/24 по делу N А19-2659/2023