город Иркутск |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А33-11944/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шибаршиной Ольги Николаевны на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 декабря 2016 года по делу N А33-11944/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Альтергот М.А., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Шибаршина Ольга Николаевна (ОГРН 315246800018900, ИНН 246500631422, г. Красноярск; далее - предприниматель Шибаршина О.Н.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ФКБУ "ФКП Росреестра", Учреждение, Кадастровая палата) от 21.08.2014 N Ф24/14-2-12-1119 об осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 74 кв.м по соответствующему заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" для размещения опоры воздушной ЛЭП напряжением 110 кВ. С-15/С-16 с датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости от 21.08.2014, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, С-15/-16 "Левобережная-Пролетарская";
- о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по определению охранной зоны воздушной линии электропередачи публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" с учетным номером 24.00.102, внесенные в государственный кадастр недвижимости 19.12.2013;
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости запись от 21.08.2014 о земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290109:878, площадью 74 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, С-15/С-16 "Левобережная-Пролетарская" и сведения об охранной зоне воздушной линии электропередачи публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" с учетным номером 24.00.102, внесенные в государственный кадастр недвижимости 19.12.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество), администрация Емельяновского района Красноярского края (далее - Администрация), акционерное общество "Красноярское аэрогеодезическое предприятие" (далее - АО "КАГП").
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02 марта 2016 года производство по делу в части требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Красноярскому краю исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации прав на земельной участок с кадастровым номером 24:11:0290109:878 общей площадью 74 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, С-15/С-16 "Левобережная-Пролетарская", прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Шибаршина О.Н. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 11.2., 25, 26, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 10, 14, 15, 16, 22, 23, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), статей 1, 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:48 с момента его образования (1996 год) не был многопрофильным и сведения о нахождении линий электропередач (ЛЭП) отсутствуют; согласно кадастровой выписке от 17.03.2015 опора ЛЭП расположена на краю земельного участка на объекте недвижимости, возведенном предпринимателем на части арендуемого земельного участка (обозначена под N 24:11:0290108:48/чзу1), что подтверждается межевым планом от 18.01.2014, и принадлежащем Шибаршиной И.Н. на праве собственности; вывод судов об образовании земельного участка 24:11:0290109:878 из земельного участка 24:11:0290109:48 и передача этого участка в аренду ПАО "МРСК Сибири" на законных основаниях в связи с расположением на нем принадлежащей обществу на праве собственности воздушной ЛЭП, не соответствует фактическим обстоятельствам дела; с момента перехода права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 24:11:0290109:816 находящийся под ним земельный участок является собственностью Шибаршиной О.Н. в силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, орган муниципальной власти не имел права распоряжаться этим участком; на момент обращения предпринимателя в арбитражный суд договор аренды на земельный участок N 24:11:0290109:878 не был зарегистрирован в установленном порядке; суды не приняли во внимание доводы заявителя о нарушении Учреждением требований Закона о кадастре, установленного порядка внесения изменений в кадастровые сведения; решение о кадастровом учете вновь образованного земельного участка из участка предпринимателя на объекте, принадлежащем ей на праве собственности, принято без ее согласия на раздел земельного участка и без проведения процедуры устранения кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости, которая может быть проведена только при согласии всех правообладателей; охранные зоны были установлены на арендуемом предпринимателем земельном участке с нарушением Закона о землеустройстве без подготовки карты-плана, в свидетельстве о праве собственности на ЛЭП и техническом паспорте не указан паспорт электросетевого объекта и данные, позволяющие определить его на местности; кадастровый учет был осуществлен в отсутствие технического плана ЛЭП и разрешения на их ввод в эксплуатацию; вывод судов о том, что удовлетворение требований заявителя не приведет к восстановлению его прав, не соответствует статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации; действиями кадастровой палаты нарушены права предпринимателя как арендатора земельного участка и собственника объектов недвижимости, расположенных на нем, включение земельного участка в охранную зону приводит к ограничению гражданского оборота и права пользования этим участком и находящимися на нем объектами недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления от 25.10.2006 N 1059 администрация Емельяновского района (арендодатель) (далее - Администрация) и АНО "Общественная палата Красноярского края" (арендатор), в лице председателя Бойко Н.В. заключили договор аренды от 12.11.2006 N 76 находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 24:11:290109:0048, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 0 км автодороги Красноярск-Солонцы (правая сторона), участок N 13, общей площадью 25 000 кв. м. Срок аренды участка устанавливается с 25.10.2006 по 24.10.2055 (пункт 2.1. договора).
В связи с заключением между индивидуальным предпринимателем Бойко Н.В. (приобретатель прав и обязанностей) и АНО "Общественная палата Красноярского края" (арендатор), в лице Шибаршиной О.Н. соглашения от 16.11.2007 о передаче прав и обязанностей, а затем соглашения от 04.05.2010 между предпринимателем Бойко Н.В. и Шибаршиной О.Н. (приобретатель прав и обязанностей) о передаче прав и обязанностей ответственным перед арендодателем (Администрацией) по договору от 12.11.2006 N 76 в соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации является приобретатель прав и обязанностей - предприниматель Шибаршина О.Н., о чем Администрация была уведомлена.
Согласно кадастровым выпискам от 20.09.2012 N 24/12-281788, от 06.12.2011 N 24ЗУ/11-202961 часть земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0048 занята следующими объектами: хозяйственное строение (площадь 50 кв.м), забор (ограждение) (площадь 32 кв.м), воздушная сеть уличного освещения (площадь 645 кв.м), хозяйственное строение (площадь 75 кв.м), забор (ограждение) (площадь 332 кв.м).
В кадастровой выписке от 03.02.2014 N 24/14-58893 указано, что часть земельного участка с кадастровым номером 24:11:29:0109:0048 занята следующими объектами: хозяйственное строение (площадь 50 кв.м), забор (ограждение) (площадь 32 кв.м), воздушная сеть уличного освещения (площадь 645 кв.м), хозяйственное строение (площадь 75 кв.м), забор (ограждение) (площадь 332 кв.м.), сооружение (кадастровый номер 24:11:0290109:816).
В описании зоны отражено, что земельный участок частично входит в Зону: "Зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) ВЛ 110 кВ С-15/С-16 "Левобережная-Пролетарская" с отпайкой на ПС "Нагорная" на территории г. Красноярска и Емельяновского района Красноярского края", 24.00.2.102, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", Свидетельства о государственной регистрации права от 28.05.2008 N 917960, Технического паспорта на сооружение от 15.07.2002 N б/н, Цифровых карт масштаба 1:25000 от 01.01.2007 N б/н. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в названую Зону.
На основании декларации об объекте недвижимого имущества от 09.12.2013, соглашения от 16.11.2007 о передаче прав и обязанностей (перенаем) по договору аренды N 76 от 12.11.2006 (дата регистрации 13.12.2007 N 24-24-10/030/2007-374), договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 12.11.2006 N 76 (дата регистрации 17.01.2007 N 24-24-10/023/2006-457), соглашения от 04.05.2010 о передаче прав и обязанностей по договору аренды (дата регистрации 28.05.2010 N 24-24-10/014/2010-571) Шибаршина О.Н. является собственником сооружения, кадастровый номер 24:11:0290109:816, общей площадью 1 870 кв.м, а также забора (ограждение), условный номер 24-24-01/130/2012-99, общей площадью 332 кв.м, расположенных по адресу: Красноярский край, Емельяновсикй район, 0-км автодороги Красноярск-Солонцы (правая), участок 13 (свидетельства о государственной регистрации права от 19.12.2013 N 24 ЕЛ 175462, от 30.08.2012 N 24 ЕК 676487, соответственно).
ПАО "МРСК Сибири" на основании договора о присоединении от 29.10.2007, передаточного акта к договору о присоединении ОАО "Красноярскэнерго" к ОАО "МРСК Сибири" от 29.10.2007, выписки из протокола правления от 25.12.2007 N 1795пр/10 является собственником сооружения - воздушная ЛЭП напряжением 110 кВ С-15/С-16, "Левобережная -Пролетарская", с отпайкой на ПС "Нагорная", протяженностью 9,88 км, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Красноярск. соор. (свидетельство о государственной регистрации права от 28.05.2008 N 24 ЕЗ 917960).
ПАО "МРСК Сибири" обратилось в ФГБУ "ФКУ Росреестра" с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об охранных зонах, в том числе в отношении воздушной ЛЭП напряжением 110 кВ С-15/С-16, "Левобережная-Пролетарская", с отпайкой на ПС "Нагорная" на территории г. Красноярск и Емельяновского района.
Решением Кадастровой палаты от 19.12.2013 N Ф24/13-2-188448 внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории (охранная зона) 110 кВ С-15/С-16, "Левобережная-Пролетарская" с отпайкой на ПС "Нагорная".
16.07.2014 ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, С15/С-16 "Левобережная-Пролетарская". К заявлению приложен акт согласования местоположения границ земельного участка, согласно которому руководителем МКУ "Управление земельных, имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" согласовано изменение земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:48.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 15.07.2002, сооружение воздушная ЛЭП напряжением 110 кВ С15/С-16 "Левобережная - Пролетарская", с отпайкой на ПС "Нагорная", протяженностью 9,88 км введена в эксплуатацию в период с 1959 по 1972.
Решением ФГБУ "ФКУ Росреестра" от 21.08.2014 N Ф24/14-2-121119 земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, С15/С-16 "Левобережная-Пролетарская" поставлен на кадастровый учет.
На основании постановления Администрации от 14.01.2015 N 225 МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (арендодатель) и ПАО "МРСК Сибири" (арендатор) 14.01.2015 заключили договор аренды N 03 находящегося в государственной собственности земельного участка, из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:11:0290109:878, общей площадью 74,00 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, С15/С-16 "Левобережная-Пролетарская" с видом разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания объектов энергетики, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью (приложение N 1). По акту приема-передачи от 14.01.2015 арендодатель передал арендатору земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:878.
Согласно фрагменту кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:878 образован из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:48.
Письмом от 08.04.2015 N 13/28/66/81-исх ПАО "МРСК Сибири" сообщило Шибаршиной О.Н. о том, что в результате геодезической съемки ОАО "КАГП" было выявлено, что фактически опоры ЛЭП напряжением 110 кВ С-15/С-16 "Левобережная-Пролетарская" расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:48, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве аренды Шибаршиной О.Н. до 24.10.2055. Изменение границы земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:48 в связи с исключением земельных участков, занимаемых опорами ЛЭП, было согласовано Администрацией. В результате кадастрового учета образуемому земельному участку был присвоен кадастровый номер 24:11:0290109:878, также внесены изменения в границы смежного земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:48.
Предприниматель Шибаршина О.Н., полагая, что решение Кадастровой палаты от 21.08.2014 N Ф24/14-2-12-1119 и действия по определению охранной зоны воздушной линии электропередачи ПАО "МРСК Сибири" с учетным номером 24.00.102, внесенные в государственный кадастр недвижимости 19.12.2013, не соответствуют закону и нарушают её права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые решение и действия ФГБУ "ФКУ Росреестра" не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, установив, что требования заявителя основаны, в том числе на том, что в границах земельного участка заявителя по его данным спорные опоры отсутствуют, то есть имеется спор о фактических границах смежных земельных участков, суды пришли к выводу, что выбранный способ защиты и удовлетворение рассматриваемых требований не приведет к восстановлению прав заявителя без разрешения спора о границах земельных участков.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1). В качестве ограничения прав на землю могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2). Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правилами N 160, определяющими порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, установлено, что в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2). Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4). Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (пункт 5). Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор. После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах (пункт 6).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется. Сведения о границах охранных зон таких объектов электросетевого хозяйства вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 01.01.2015.
Принимая во внимание приведённое правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что объект электросетевого хозяйства - воздушная линия электропередачи, напряжением ПО кВ, С-15/С-16 "Левобережная-Пролетарская" с отпайкой на ПС "Нагорная" принадлежит на праве собственности ПАО "МРСК Сибири", что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2008 N 24ЕЗN 917960; согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 15.07.2002, сооружение воздушная ЛЭП напряжением 110 кВ С15/С-16 "Левобережная - Пролетарская", с отпайкой на ПС "Нагорная", протяженностью 9,88 км введена в эксплуатацию в период с 1959 по 1972 годы, в связи с чем общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об охранных зонах в отношении воздушной ЛЭП. В результате проведения геодезической съемки ОАО "КАГП" было выявлено, что фактически опоры NN 26, 27 ВЛ 110 кВ С-15/С-16 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:48, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве аренды предпринимателю Шибаршиной О.Н. до 24.10.2055.
В этой связи суды обоснованно признали законными действия Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об охранных зонах в отношении спорной воздушной линии электропередач и не нарушающими права и законные интересы заявителя. При этом суды правильно отметили, что внесение сведений об охранных зонах в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке не поставлено в зависимость от усмотрения (согласия) правообладателя земельного участка. Наличие охранных зон не лишает его правообладателя на использование такого участка с учетом ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей в период совершения оспариваемых действий) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статьёй 22 Закона о кадастре определён перечень необходимых для кадастрового учета документов, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений (часть 12 статьи 25 Закона о кадастре).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что обществом для постановки земельного участка на кадастровый учет представлены все необходимые для кадастрового учета документы, в связи с чем у Кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, и соответственно признали оспариваемое решение Кадастровой палаты законным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что охранные зоны были установлены на арендуемом предпринимателем земельном участке с нарушением Закона о землеустройстве без подготовки карты-плана, в свидетельстве о праве собственности на ЛЭП и техническом паспорте не указан паспорт электросетевого объекта и данные, позволяющие определить его на местности; кадастровый учет был осуществлен в отсутствие технического плана ЛЭП и разрешения на их ввод в эксплуатацию, подлежат отклонению, как несостоятельные в правовом отношении, не учитывающие положения Правил N 160, определяющих порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, и статьи 22 Закона о кадастре, содержащей перечень необходимых для кадастрового учета документов.
Кроме того, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 52, 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и установив, что в данном случае имеется спор о фактических границах смежных земельных участков, суды сделали правильный вывод о том, что выбранный способ защиты и удовлетворение рассматриваемых требований не приведет к восстановлению прав заявителя без разрешения спора о границах земельных участков.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 декабря 2016 года по делу N А33-11944/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.