город Иркутск |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А19-41/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Матвеевой Е.Г.(доверенность от 09.01.2024, диплом), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (доверенность от 16.01.2024, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Полина" Алехнович К.О.) (доверенность от 10.01.2024, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2023 года по делу N А19-41/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлениями о признании недействительными решений от 10.10.2022 N 038/931/22, от 15.12.2022 N 038/1248/22 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
По данным заявлениям возбуждены производства по делам N А19-41/2023 и N А19-4716/2023, объединенные в одно производства с присвоением делу N А19-41/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Автомобилист", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ДК Авто", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Картур, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Полина", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Транспорт", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТрансКом", индивидуальный предприниматель Гурьев Сергей Викторович, индивидуальный предприниматель Махортов Сергей Степанович, индивидуальный предприниматель Орлюк Алексей Васильевич, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "СибТрансАвто", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "АвтоДрайв, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "СибФорсаж, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ковчег", общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Интер_Сити".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 14, 17, 18, 19, 21, 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, нарушение со стороны Министерства части 2 статьи 18 Закона N 220-ФЗ, направленной на защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов путем заблаговременного предупреждения об изменении вида регулярных перевозок, отсутствует, поскольку судами установлено надлежащее уведомление ООО "Транспорт"; сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестр маршрутов регулярных перевозок (далее - Реестр) только по результатам открытого конкурса после определения победителя; вывод Управления и судов о невозможности проведения открытого конкурса до внесения изменений в Реестр противоречит действующему законодательству; суды не установили, какие права и законные интересы третьих лиц нарушены действиями Министерства, учитывая, что они заявки на участие в закупках не подавали, обязанность по их уведомлению об изменении вида регулярных перевозок у Министерства не возникла; ООО "Транспорт", ООО "Ковчег", ООО "ДК Авто", ООО "Полина", ООО "Картур", ООО "Сибтрансавто" с момента принятия решения об изменении вида регулярных перевозок до конца 2023 года осуществляли перевозки на основании заключенных и неоднократно пролонгированных соглашений на осуществление регулярных перевозок.
В отзывах на кассационную жалобу Иркутское УФАС России, ООО "Полина" считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Министерства, Иркутского УФАС России и ООО "Полина" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило заявление ООО "Транспорт", ООО "Транском", ООО Полина", ООО "Картур", предпринимателей Гурьева С.В., Махортова С.С., Орлюк А.В., ООО "ДК Авто", ООО"СибТрансАвто", ООО "АвтоДрайв", ООО "СибФорсаж", ООО "Ковчег" на действия организатора торгов - Министерства при организации и проведении открытых конкурсов на право получения свидетельства на осуществление перевозок по ряду межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Иркутской области N 7/2022 от 19.08.2022, N 8/2022 от 30.08.2022, N 9/2022 от 06.09.2022.
Также предприниматель Гурьев С.В. обратился в Управление с жалобой на действия Министерства при проведении открытого конкурса N 11/2022 на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Иркутской области.
Заявители жалоб указали на то, что право на осуществление перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам, являющимся предметом конкурсов, не может быть законно получено на основании свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов, выданных по результатам открытых конкурсов, ввиду того, что такое право, с учетом вида регулярных перевозок по регулируемым тарифам, подлежит передаче хозяйствующим субъектам лишь посредством заключения государственного контракта, либо по результатам открытого конкурса, но после изменения вида перевозок на "перевозки по нерегулируемым тарифам".
По результатам рассмотрения указанных заявлений антимонопольный орган установил, что вид регулярных перевозок по маршрутам N N 413, 414, 416, 424, 476, 431, 438, 439, 440, 533, 419, 423, 427, 428, 456, а также 419, 423, 427, 428, 456, 431, 438, 439, 440, 533 не был изменен в надлежащем порядке, в связи с чем перевозки по указанным маршрутам являются перевозками по регулируемым тарифам, в связи с чем организатор торгов неправомерно объявил открытые конкурсы на право получения свидетельств на осуществление перевозок по данным маршрутам, поскольку при установленных обстоятельствах должно осуществляться либо заключение государственного контракта, либо изменение вида перевозок в установленном порядке и проведение открытого конкурса.
Решениями Иркутского УФАС России от 10.10.2022 N 038/931/22, от 15.12.2022 N 038/1248/22 жалобы ООО "Транспорт", ООО "Транском", ООО Полина", ООО "Картур", предпринимателя Гурьева С.В., предпринимателя Махортова С.С., предпринимателя Орлюк А.В., ООО "ДК Авто", ООО "СибТрансАвто", ООО "АвтоДрайв", ООО "СибФорсаж", ООО "Ковчег" (открытые конкурсы N 7/2022, N 8/2022, N 9/2022), предпринимателя Гурьева С.А. (открытый конкурс N 11/2022) признаны обоснованными; организатор торгов (Министерство) признан нарушившим части 2, 3 статьи 18, часть 2 статьи 14, часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Согласно предписаниям от 10.10.2022 и от 15.12.2022 Министерству в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания необходимо совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений, путем аннулирования открытых конкурсов на право получения свидетельства на осуществление перевозок по ряду межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области N 7/2022 от 19.08.2022 (Лот N1), N 8/2022 от 30.08.2022 (Лот N1), N 9/2022 от 06.09.2022 (Лот N1) и N 11/2022, соответственно.
Министерство оспорило названные решения Управления в Арбитражном суде Иркутской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 18.1 Закона N 135-ФЗ в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов (пункт 1 части 1). Действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры регулируются Законом N 220-ФЗ.
Законом N 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (часть 3).
В силу части 2 статьи 17, части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (часть 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ).
Согласно положениям пункта 3 части 3 статьи 21 Закона N 220-ФЗ открытый конкурс объявляется его организатором не позднее чем через тридцать дней со дня принятия предусмотренного статьей 18 настоящего Закона решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Сведения о виде регулярных перевозок должны быть включены в реестр маршрутов регулярных перевозок (часть 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ). В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Закона N 220-ФЗ ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3 статьи 18 Закона N 220-ФЗ).
Судами установлено, что постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2019 N N1143-пп утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам в Иркутской области на 2020 год, которым предусмотрены мероприятия по изменению вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальным маршрутам Иркутской области.
Во исполнение указанного Документа планирования Министерством принято решение от 11.02.2020 N 36/HT/2020 об изменении вида регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам. Указанным решением изменен вид перевозок "по регулируемым тарифам" на вид перевозок "по нерегулируемым тарифам" по 187 межмуниципальным маршрутам, в том числе по маршрутам, являющимся предметом открытых конкурсов N 7/2022, 8/2022, N 9/2022, N 11/2022. Дата вступления в силу Решения определена Министерством - 15.07.2020.
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2016 N 65-мпр установлен Порядок внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка на основании решения об изменении вида перевозок сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестр маршрутов в течение пяти рабочих дней со дня изменения вида регулярных перевозок в установленном порядке.
Пунктом 6 Порядка установлено, что реестр маршрутов в течение трех рабочих дней со дня внесения в него сведений об изменении вида регулярных перевозок размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Аналогичное требование о внесении сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов установлено также пунктом 3 Решения от 11.02.2020 N 36/HT/2020.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются измененными со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).
Таким образом, с учётом приведённых норм суды обоснованно отметили, что вид перевозок считается измененным с момента включения таких сведений в реестр межмуниципальных маршрутов.
Судами установлено и Министерством не оспаривается, что на основании реестра межмуниципальных маршрутов, опубликованного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте организатора торгов (http://irkobl.ru/sites/transport/), по маршрутам N 413, 414, 416, 424, 476, 431, 438, 439, 440, 533, 419, 423, 427, 428, 456, 419 вид перевозок установлен "по регулируемым тарифам".
При этом 19.08.2022, 30.08.2022, 06.09.2022 и 31.10.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Российской Федерации http://irkobl.ru/sites/transport/ Министерством опубликовано извещение о проведении открытых конкурсов на право получения свидетельства на осуществление перевозок по ряду межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области N 7/2022, N 8/2022, N 9/2022, N11/2022, а также конкурсная документация.
Решение от 11.02.2020 N 36/HT/2020 об изменении вида регулярных перевозок не было отменено или изменено, вступило в силу 15.07.2020, в связи с чем у Министерства имелась обязанность в сроки, установленные пунктом 5 Порядка, внести изменения в реестр.
Поскольку изменения в части вида регулярных перевозок по маршрутам N 413, 414, 416, 424, 476, 431, 438, 439, 440, 533, 419, 423, 427, 428, 456, 419 не были в надлежащем порядке внесены в Реестр, суды правильно признали обоснованными выводы антимонопольного органа о том, что Министерство неправомерно объявило открытые конкурсы на право получения свидетельств на осуществление перевозок по данным маршрутам.
Доводы Министерства о том, что сведения об изменении вида перевозок в Реестр могут быть внесены только после проведения открытого конкурса, обоснованно отклонены судами как несостоятельные в правовом отношении.
Проведение открытого конкурса в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 220-ФЗ для организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, при наличии в Реестре установленного вида перевозок "по регулируемым тарифам", противоречит требованиям названного закона и законодательства о контрактной системе. Суды правильно отметили, что в таком случае должно осуществляться либо заключение государственного контракта, либо изменение вида перевозок на "перевозки по нерегулируемым тарифам" в установленном порядке и проведение открытого конкурса в установленные сроки.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов третьих лиц действиями Министерства, учитывая, что они заявки на участие в закупках не подавали, обязанность по их уведомлению об изменении вида регулярных перевозок у Министерства не возникла, не могут быть приняты во внимание.
Третьи лица, являющиеся потенциальными участниками конкурсных процедур на рынке пассажирских перевозок, обратились в антимонопольный орган с жалобой на нарушение Министерством порядка организации и проведения торгов в связи с тем, что его действия по невнесению сведений в Реестр вводят указанных лиц в заблуждение относительно предмета проведения конкурсной процедуры, следовательно, рассматриваемые действия Министерства затрагивают права и законные интересы указанных лиц.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2023 года по делу N А19-41/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3 статьи 18 Закона N 220-ФЗ).
...
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются измененными со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).
...
Проведение открытого конкурса в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 220-ФЗ для организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, при наличии в Реестре установленного вида перевозок "по регулируемым тарифам", противоречит требованиям названного закона и законодательства о контрактной системе. Суды правильно отметили, что в таком случае должно осуществляться либо заключение государственного контракта, либо изменение вида перевозок на "перевозки по нерегулируемым тарифам" в установленном порядке и проведение открытого конкурса в установленные сроки."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф02-336/24 по делу N А19-41/2023