город Иркутск |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А33-28520/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей Дамбарова С.Д., Фирсова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бердниковой П.М.,
при участии представителя Центрального банка Российской Федерации Елецкой Е.В. (доверенность от 11.06.2020, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2023 года по делу N А33-28520/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 ноября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, далее - банк, истец) обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярская Рециклинговая Компания" (ОГРН 1132468043949, ИНН 2461223108, далее - ООО "КРК", ответчик) о взыскании 317 411 рублей 57 копеек, составляющих сумму излишне уплаченных по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) N 1318-0000018 от 25.12.2018; о внесении изменений в указанный договор.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 ноября 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить, поскольку полагает, что тариф на услуги по обращению с ТКО установлен без учета налога на добавленную стоимость (далее также - НДС).
В судебном заседании 15.02.2024 представитель истца в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.
ООО "КРК" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "КРК" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края.
Между Центральным банком Российской Федерации и ООО "КРК" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 1318-0000018 от 25.12.2018 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 3.2 договора, оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, составляющей 1139 рублей 17 копеек с учетом НДС 20% за один куб. метр отходов.
В период с января 2020 года по ноябрь 2022 года банк оплачивал стоимость услуг по обращению с ТКО с учетом НДС в размере 20%.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2019 N 1178-в "Об установлении единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярская Рециклинговая Компания" по Красноярской левобережной технологической зоне" установлены единые предельные тарифы для потребителей ответчика по Красноярской левобережной технологической зоне, действующие в период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
Согласно приложению к приказу N 1178-в, тарифы указаны для "Прочих потребителей" без учета НДС, для категории "Население" с учетом НДС.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.09.2020 N 135-в изменены размеры единого предельного тарифа. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2020 N 962-в изменены размеры единого предельного тарифа: для категории "Прочие потребители" исключено примечание о том, что единый предельный тариф указан без учета НДС.
В соответствии с приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.08.2021 N 145-в тарифы для всех категорий потребителей применяются с учетом налога на добавленную стоимость (подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) не применяется).
Истец обратился к ООО "КРК" с предложением изменить подписанный сторонами договор с целью исключения из договора условия об оплате стоимости услуг с учетом НДС, поскольку, как полагает банк, тариф на услуги ответчика установлен без учета НДС. Ответчик с позицией истца не согласился.
В связи с изложенным банк обратился в суд с иском о взыскании излишне уплаченных денежных средств в виде НДС за период с января 2020 года по ноябрь 2022 года; о внесении изменений в договор в части оплаты услуг без учета НДС.
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 8, 12, 451, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 146, 149, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 211-ФЗ), статьи 6, 24.6, 24.7, 24.8, 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, исходили из отсутствия оснований для удовлетворения иска.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметом залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
На основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях указанного подпункта к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16, в случае, если орган регулирования тарифов для разных групп потребителей в нормативном акте использует различные способы отражения величины тарифа, являющегося в соответствии с законом предельным единым тарифом, который не может быть дифференцирован по группам потребителей, следует исходить из того, что для всех групп потребителей предельный единый тариф утвержден с учетом НДС (услуги не освобождены от обложения НДС).
Из изложенного следует, что указание органом регулирования тарифов в нормативном акте предельного единого тарифа, введенного в действие с 01.01.2020, для потребителей группы "Население" с учетом НДС, а для "Прочие потребители" без учета НДС, не влечет освобождение от налогообложения оказанных региональным оператором услуг для группы "Прочие потребители", то есть региональный оператор рассчитывает для них плату за услуги по обращению с ТКО с применением тарифа, увеличенного на сумму НДС.
Из содержания приказа N 1178-в с учетом сопоставления размера тарифов в первоначальной редакции и в окончательной редакции, а также принимая во внимание примечание - "тарифы для всех категорий потребителей применяются с учетом налога на добавленную стоимость (подпункт 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ (часть вторая) не применяется)", не следует, что ответчику устанавливался единый тариф на услуги по обращению с ТКО без учета НДС.
При таких обстоятельствах, с учетом сведений Министерства тарифной политики Красноярского края со ссылкой на методику формирования тарифа, суды пришли к обоснованному выводу о том, что органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом НДС.
В рассматриваемой ситуации последующее внесение уточнений органом регулирования тарифов в целях недопущения правовой неопределенности в нормативный акт об установлении тарифа указания о применении тарифа для всех категорий потребителей с учетом НДС и неприменении положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждает факт изначального установления им предельного единого тарифа с учетом НДС.
Поскольку банк оплачивал услуги ООО "КРК" в размере, определенном приказом N 1178-в и с учетом НДС, суды пришли к правильным выводам о том, что не имеется оснований как для внесения изменений в заключенный с ответчиком договор в части указания иной суммы оплаты, так и оснований для вывода о наличии у истца переплаты за оказанные ответчиком в спорный период услуги в размере НДС.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств не допущено.
Несоответствие выводов судов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не выявлено.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2023 года по делу N А33-28520/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 ноября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", Методических рекомендаций по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16, в случае, если орган регулирования тарифов для разных групп потребителей в нормативном акте использует различные способы отражения величины тарифа, являющегося в соответствии с законом предельным единым тарифом, который не может быть дифференцирован по группам потребителей, следует исходить из того, что для всех групп потребителей предельный единый тариф утвержден с учетом НДС (услуги не освобождены от обложения НДС).
...
В рассматриваемой ситуации последующее внесение уточнений органом регулирования тарифов в целях недопущения правовой неопределенности в нормативный акт об установлении тарифа указания о применении тарифа для всех категорий потребителей с учетом НДС и неприменении положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждает факт изначального установления им предельного единого тарифа с учетом НДС."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф02-265/24 по делу N А33-28520/2022