город Иркутск |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А19-4859/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей Звечаровской Т.А., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2014 года по делу N А19-4859/2014, а также расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей и процентов на сумму компенсации по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения указанного трехмесячного срока до полной уплаты суммы компенсации,
установил:
вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2014 года по делу N А19-4859/2014 с муниципального общеобразовательного учреждения "Школа N 5 г. Черемхово" (ОГРН: 1023802215326, г. Черемхово, далее - учреждение, должник) в пользу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО "Иркутскэнерго") (ОГРН: 1023801003313, ИНН 3800000220 г. Иркутск, далее - ПАО "Иркутскэнерго") взыскано 484 065 рублей 52 копейки задолженности за потребленную тепловую энергию, 10 185 рублей 09 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
На принудительное исполнение указанного решения выдан исполнительный лист серии ФС N 006100082, предъявленный взыскателем к исполнению Финансовому управлению администрации муниципального образования "город Черемхово" и полученный последним 02.10.2014.
Решение суда от 28 мая 2014 года исполнено в части. По данным заявителя до настоящего времени решение не исполнено в части взыскания процентов и судебных расходов.
Ссылаясь на нарушение сроков исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2014 года по делу N А19-4859/2014, ПАО "Иркутскэнерго" на основании Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок названного судебного акта в сумме 10 000 рублей и процентов на сумму компенсации по учетной ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три процента, с момента истечения трехмесячного срока для исполнения до полной уплаты суммы компенсации.
В обоснование заявления ПАО "Иркутскэнерго" сослалось на Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) и указало на длительное неисполнение судебного акта - превышение установленного законом срока исполнения на момент обращения с заявлением в суд более двух лет (на 03.04.2017 просрочка исполнения составила 822 дня).
Определением от 23 мая 2017 года заявление принято к производству суда округа и назначено предварительное судебное заседание на 08.06.2017.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: финансовое управление администрации муниципального образования "город Черемхово" (ОГРН 1053820016172, ИНН 3820010121, далее - финансовое управление), муниципальное общеобразовательное учреждение "Школа N 5" (ОГРН 1023802215326, ИНН 3820005210, г. Черемхово, далее - учреждение, школа, должник), муниципальное образование "город Черемхово" (далее - администрация).
В предварительном судебном заседании ПАО "Иркутскэнерго" в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено ходатайство об уменьшении размера компенсации до 3 779 рублей 71 копейки с учетом принципов разумности и справедливости. Уточнение требований судом округа принято.
Школа в письменном отзыве пояснила, что является казенным учреждением и осуществляет свою деятельность на основе бюджетной сметы в пределах, доведенных до него лимитов. В этой связи учреждение, ограниченное в правовом статусе положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и будучи некоммерческой организацией, не имеет возможности не только исполнить, но и предпринять зависящие от него меры, направленные на погашение принятых на себя обязательств за счет иных средств, не являющихся средствами местного бюджета, по независящим от него обстоятельствам.
Администрация в представленных суду 22.06.2017 письменных возражениях с заявленными требованиями не согласилась, указав на необходимость взыскания компенсации с Финансового управления администрации муниципального образования "город Черемхово" как главного распорядителя бюджетных средств и просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителей.
В возражениях на заявление от 26.06.2017 финансовое управление не согласилось с периодом просрочки исполнения решения суда, за который ПАО "Иркутскэнерго" просит взыскать компенсацию, и ее суммой, а также указало, что по состоянию на 15.05.2017 сумма основного долга погашена полностью, выплаты процентов и судебных расходов будут производиться по мере очередности и в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевых счетах получателя средств местного бюджета.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2017 года в связи с длительным отсутствием ввиду болезни судья Титрина Н.Н. заменена на судью Рудых А.И.
Рассмотрение заявления начато с самого начала.
В судебном заседании 26.06.2017 представитель ПАО "Иркутскэнерго" поддержал доводы заявления с учетом его уточнений от 08.06.2017.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2017 года в соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение заявления отложено на 24.07.2017.
ПАО "Иркутскэнерго" 20.07.2017 в суд округа представлены письменные возражения на отзыв финансового управления.
В судебное заседание 24.07.2017 представители лиц, участвующих в деле, не явились. О времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru; почтовые уведомления).
Неявка заинтересованных лиц, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заявление о присуждении компенсации рассмотрено с учетом уточнений по представленным доказательствам в порядке статей 156, 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив доводы участвующих в деле лиц и представленные в их обоснование доказательства, а также материалы дела, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу положений части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11) разъяснил, что согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
Для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам, в том числе казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в предусмотренный приведенной нормой срок исполнительный лист, полученный органом, уполномоченным исполнять судебный акт, по настоящему делу не исполнен, просрочка составляет более двух лет. Такой срок неисполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации право на получение компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта возникает в случае, если этот судебный акт предусматривает: обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В силу абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 11 Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе, по денежным обязательствам казенного учреждения.
Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения иска (с 31.03.2014 по 28.05.2014), принятия решения (28.05.2014) и вступления его в законную силу школа являлась муниципальным бюджетным учреждением.
Решение суда от 28 мая 2017 года не предусматривает обращение взыскания на средства муниципального бюджета в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством; не возлагает на органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными публичными полномочиями, должностных лиц и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Последующее изменение (с 10.06.2015) организационно-правовой формы школы с муниципального бюджетного учреждения на муниципальное казенное учреждение не является основанием для изменения прав и обязанностей собственника по отношению к обязательствам учреждения, возникшим до соответствующего изменения организационно-правовой формы. Так, собственник бюджетного учреждения, в отличие от собственника казенного учреждения, по общему правилу не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств. Исключение составляют обязательства бюджетного учреждения, связанные с причинением вреда гражданам (пункты 4, 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, с учетом требований части 1 статьи 1 Закона о компенсации, абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 11, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-171, 222.1-222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2014 года по делу N А19-4859/2014, о взыскании процентов на сумму компенсации, возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины, отказать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в порядке, предусмотренном статьей 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 11 Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе, по денежным обязательствам казенного учреждения.
...
Последующее изменение (с 10.06.2015) организационно-правовой формы школы с муниципального бюджетного учреждения на муниципальное казенное учреждение не является основанием для изменения прав и обязанностей собственника по отношению к обязательствам учреждения, возникшим до соответствующего изменения организационно-правовой формы. Так, собственник бюджетного учреждения, в отличие от собственника казенного учреждения, по общему правилу не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств. Исключение составляют обязательства бюджетного учреждения, связанные с причинением вреда гражданам (пункты 4, 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, с учетом требований части 1 статьи 1 Закона о компенсации, абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 11, в удовлетворении заявления следует отказать."
Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2017 г. N Ф02-2358/17 по делу N А19-4859/2014