город Иркутск |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А19-2059/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Кубарского А.С. (доверенность от 27.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года по делу N А19-2059/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Капустенская Е.Ф., суд апелляционной инстанции:
Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- о признании незаконным бездействия администрации Ушаковского муниципального образования (далее - Администрация), выраженного в неосуществлении мероприятий, направленных на утверждение в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования согласно письму N 1127/1 от 02.12.2015;
- об обязании Администрации подготовить и совершить необходимые мероприятия, направленные на утверждение документа территориального планирования поселения - генерального плана территории Ушаковского муниципального образования на межселенных территориях в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- о признании незаконным отказа Администрации в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км", а также в части отнесения возводимого объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, выраженного в письме от 02.12.2015 N 1127/1;
- об обязании Администрации принять решение о подготовке документации по планировке территории, осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта энергоснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км";
- о признании незаконным отказа Администрации в части требования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, выраженного в письме от 12.10.2015 N 942.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Иркутского районного муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что Администрация признала факт отсутствия генерального плана и требование общества в части признания незаконным письма от 12.10.2015 N 942 в части истребования реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории; общество требовало от Администрации не утвердить генеральный план, а подготовить его и вынести на утверждение в Думу Ушаковского муниципального образования; законом не предусмотрена возможность подачи заявления на разработку и утверждение генерального плана, такая обязанность закреплена за Администрацией; суды не указали, на основании каких норм права они признали отказ Администрации правомерным, и не дали оценку требованию общества о признании незаконным отказа в части отнесения возводимого объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" к объектам федерального значения, объектам регионального значения, объектам местного значения, выраженного в письме от 02.12.2015 N 1127/1.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), администрация Иркутского районного муниципального образования и Администрация своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ОАО "ИЭСК", в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 12 июля 2017 года до 19 июля 2017 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании представителем ОАО "ИЭСК" дополнений не заявлено.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "ИЭСК" с целью исполнения своих обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения и строительства объекта "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км" 02.10.2015 обратилось к Администрации с заявлением N 018/2388 о выдаче разрешения на строительство указанного объекта электроснабжения.
Письмом от 12.10.2015 N 942 Администрация отказала ОАО "ИЭСК" в выдаче разрешения на строительство объекта, указав на то, что обществом не в полном объеме представлены документы, перечисленные в пункте 2.3 Административного регламента предоставления муниципального услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства", утвержденного постановлением Администрации от 25.04.2012 N 148/1 (далее - Административный регламент), а именно: не представлены копии регистрационных документов, не указаны реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 названного Кодекса. Кроме того, заявителем не были представлены материалы, содержащиеся в проектной документации: схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам.
17.11.2015 ОАО "ИЭСК" обратилось к Администрации с заявлением (N 018/2028) с просьбой принять решение о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах санитарно-охранной зоны для объекта электроснабжения "Электрическая сеть Иркутский район левая сторона Байкальского тракта между 20 и 21 км".
Администрация письмом от 02.12.2015 N 1127/1 сообщила со ссылкой на части 5, 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации о невозможности принять решение о подготовке документации по планировке территории и осуществить подготовку проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны названного объекта, поскольку в настоящее время на территории Ушаковского муниципального образования отсутствует генеральный план, утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
ОАО "ИЭСК", полагая, что вышеназванные отказы и бездействие Администрации не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанными выше требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия предусмотренной частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". К указанному заявлению прилагается, в том числе градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (пункт 2 части 7 статьи 51 названного Кодекса).
Генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13).
Судами установлено, что в соответствии со статьями 22 и 23 Устава Ушаковского муниципального образования представительным органом поселения является Дума Ушаковского муниципального образования.
Исходя из правового смысла приведенных норм в их системной взаимосвязи и с учётом пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов о том, что Администрация не является органом, уполномоченным на утверждение генерального плана Ушаковского муниципального образования и на осуществление мероприятий, направленных на утверждение генерального плана.
Администрация только принимает участие в многостадийном процессе подготовки проекта генерального плана муниципального образования.
В этой связи и исходя из того, как сформулированы заявленные требования, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия Администрации, выраженного в неосуществлении мероприятий, направленных на утверждение в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации генерального плана на территории Ушаковского муниципального образования и об обязании Администрации подготовить и совершить необходимые мероприятия.
Суд апелляционной инстанции правомерно не принял во внимание довод ОАО "ИЭСК", заявленный и в кассационной жалобе, о том, что общество требовало от Администрации не утвердить генеральный план, а подготовить его и вынести на утверждение в Думу Ушаковского муниципального образования, поскольку приведенными положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется подготовка документов территориального планирования, а не мероприятия, направленные на их утверждение, и само утверждение. При этом заявителем не указаны нормы действующего законодательства, регламентирующие сроки, в пределах которых должны быть совершены Администрацией необходимые мероприятия.
На основании части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения.
Установив, что генеральный план части территории, в границах которой планируется размещение ЛЭП ВЛ 10 кВ с линейным ответвлением от ВЛ 35 кВ Пивовариха - Худяково на ПС 110/10/10 Покровская, ВЛ 10 кВ Покровская - Новолисиха с РУ 10 кВ, ВЛ 10 кВ Покровская - Плишкино, на территории Ушаковского муниципального образования отсутствует, суды мотивированно признали отсутствующей у Администрации возможность начать осуществление подготовки проекта планировки территории, в связи с чем отказали в удовлетворении требований об оспаривании отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории и осуществлении подготовки проекта планировки территории в границах санитарно-охранной зоны вышеуказанного объекта, выраженного в письме от 02.12.2015 N 1127/1.
Относительно требования ОАО "ИЭСК" о признании незаконным требования Администрацией реквизитов проекта планировки территории и проекта межевания территории, выраженного в письме от 12.10.2015 N 942, суды, учитывая отсутствие генерального плана, проекта планировки территории и проекта межевания территории, посчитали, что требовать от заявителя указания реквизитов несуществующих документов является некорректным.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований общества и в этой части, суды исходили из того, что названное обстоятельство по существу не повлияло на отсутствие оснований для выдачи разрешения на строительство и не нарушает права заявителя, поскольку, как видно из письма от 12.10.2015 N 942, Администрация указала на непредставление в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 2.3 Административного регламента, в частности, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 названного Кодекса, схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам). В указанной части отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство объекта обществом не оспаривался.
В этой связи вышеприведённые доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов, подлежат отклонению, как не опровергающие установленное судами обстоятельство, что отказы Администрации Ушаковского муниципального образования связаны с отсутствием генерального плана Ушаковского муниципального образования, а также утвержденной схемой территориального планирования на дату обращения заявителя с заявлениями от 02.10.2015 исх. N 018/2388 о выдаче разрешения на строительство, от 17.11.2015 исх. N 018/2028 о разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы также проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2016 года по делу N А19-2059/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.