город Иркутск |
|
24 июля 2017 г. |
Дело N А33-26612/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" - Коломенской Е.В. (доверенность от 20.12.2016 N 12-04, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2017 года по делу N А33-26612/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чурилина Е.М., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" (ИНН 7536066221, ОГРН 1057536130410, г. Чита, далее - общество, ООО "ТЕРРА") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, г. Красноярск, далее - департамент) о признании недействительным приказа от 17.10.2016 N 808 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧИТ 01880 ТЭ".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
По мнению ООО "ТЕРРА", судами допущено неправильное применение норм материального права.
Департаментом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором он указывает на несостоятельность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (почтовое отправление N 66402512020921; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 03.06.2017), однако в судебное заседание своих представителей не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ТЕРРА" выдана лицензия от 03.12.2007 серии ЧИТ N 01880 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча каменного угля на Нерчуганском месторождении, Могочинского района Читинской области. Срок действия указанной лицензии установлен до 01.12.2027.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (далее - управление) на основании распоряжения от 03.02.2016 N 28-р в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 12.02.2016 N Н-028-в; обществу выдано предписание от 15.02.2016 N Н-028-в/2 об устранении выявленных обязательных требований.
В соответствии с актом проверки от 12.02.2016 N Н-028-в управлением выявлены нарушения абзаца 4 пункта 4.1.1 дополнения N 2 к лицензии ЧИТ 01880 ТЭ, абзаца 1 пункта 4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии ЧИТ 01180 ТЭ, пунктов 1 и 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), выразившиеся в непредставлении отчета по геологическому изучению (разведке) лицензионного участка и материалов подсчета запасов угля на государственную экспертизу запасов и передачу его в территориальный и федеральный фонд геологической информации не позднее 01.12.2014.
Предписанием от 15.02.2016 N Н-028-в/2 на ООО "ТЕРРА" возложена обязанность в срок до 05.09.2016 согласовать в установленном порядке технический проект освоения лицензионного участка на запасах, прошедших государственную экспертизу.
На основании распоряжения от 17.05.2016 N 73-р в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью установления факта исполнения обществом предписания от 15.02.2016 N Н-028-в/1, по результатам которой составлен акт проверки от 30.05.2016 N Н-078-в; обществу выдано предписание от 30.05.2016 N Н-078-в об устранении выявленных обязательных требований.
Предписанием от 30.05.2016 N Н-078-в на ООО "ТЕРРА" возложена обязанность в срок до 01.09.2016 обеспечить представление отчета по геологическому изучению (разведке) лицензионного участка и материалов подсчета запасов угля на государственную экспертизу запасов и передачу его в территориальный и федеральный фонды геологической информации (основание вынесения предписания абзац 4 пункта 4.1.1 дополнения N 2 к лицензии ЧИТ 01880 ТЭ, абзац 1 пункта 4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии ЧИТ 01180 ТЭ, пункт 4 статьи 23 Закона о недрах).
Письмом Федерального агентства по недропользованию от 09.06.2016 N 04-30/6287, полученным департаментом 20.06.2016, в адрес департамента направлена копия письма управления от 07.06.2016 N ВС-02-02-30/10918 "О материалах проверки ООО "Терра""; департаменту поручено рассмотреть и принять решение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧИТ 01880 ТЭ в соответствии со статьями 20, 21 Закона о недрах.
К указанному письму приложены вышеназванные акты проверки и предписания. Рассмотрев представленные документы, комиссия департамента решила рекомендовать департаменту в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах досрочно прекратить действие лицензии ЧИТ 01880 ТЭ, выданной ООО "ТЕРРА".
В связи с невыполнением условий пользования недрами по лицензии ЧИТ 01880 ТЭ, на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, учитывая рекомендации комиссии департамента, ответчиком издан приказ от 17.10.2016 N 808 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧИТ 01880 ТЭ".
Пунктом 2 приказа от 17.10.2016 N 808 отделу геологии и лицензирования Центрсибнедра по Забайкальскому краю поручено довести приказ до сведения заинтересованных органов государственной власти, предприятий, территориальных и федеральных геологических фондов, направить ООО "ТЕРРА" уведомление об обязательном проведении мероприятий, предусмотренных в пунктах 8, 9 части 2 статьи 22, статей 26 и 27 Закона о недрах.
Заявитель оспорил указанный приказ департамента в судебном порядке.
Отказывая в признании данного ненормативного правового акта недействительным, суд первой инстанции исходил из его соответствия действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, дополнении к кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Пользователь недр обязан, в том числе, обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах), выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
В соответствии с абзацем 4 пункта 4.1.1 лицензионного соглашения (в редакции дополнения N 2 к лицензии ЧИТ 01880 ТЭ) об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на Нерчуганском месторождении (юго-западная часть) в Могочинском районе Читинской области, являющегося приложением 1 к лицензии ЧИТ 01880 ТЭ, недропользователь обязуется обеспечить завершение разведочных работ не позднее 01.12.2014 с предоставлением отчета по геологическому изучению лицензионного участка и материалов подсчета запасов угля на государственную экспертизу запасов и передачу его в территориальный и федеральный фонды геологической информации.
Согласно пункту 10.2 лицензионного соглашения право пользования недрами лицензионного участка прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения победителем аукциона условий пользования лицензионным участком, оговоренных в абзаце 4 подпункта 4.1.1.
Факт неисполнения данных обязанностей подтверждается материалами дела, обществом не оспаривается.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами.
Заявитель кассационной жалобы приводит довод о нарушении порядка прекращения права пользования недрами, так как по его мнению в данном случае прекратить право пользования недрами возможно только после трех месяцев с момента получения обществом уведомления о допущенных нарушениях. Данный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Порядок досрочного прекращения права пользования недрами установлен статьей 21 Закона о недрах.
Частью 4 статьи 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Однако данное правило не подлежит применению в настоящем деле, так как право пользования недрами было прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах, которым не предусмотрена необходимость направления уведомления и последующего ожидания трех месяцев.
ООО "ТЕРРА" в кассационной жалобе указывает, что судами не был применен пункт 15.4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (далее - постановление N 3314-1).
В случаях, предусмотренных в подпунктах 15.2(2), 15.2(3) и 15.2(5), решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению (пункт 15.4 постановления N 3314-1).
Пунктом 15.2. постановления N 3314-1 установлено, что право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено Геолкомом России или его территориальным подразделением непосредственно или по представлению органов государственного геологического, экологического контроля, государственного горного надзора в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии.
Следовательно, заявитель кассационной жалобы приходит к выводу, что в настоящем деле якобы применим подпункт 15.2(2) названного постановления.
Однако общество не учло, что основание для прекращения права пользования недрами, сформулированное как "нарушения пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии" предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, в отношении которого статья 21 названного Закона предусматривает необходимость уведомления и ожидания трех месяцев (таким образом, нормы Закона о недрах и постановления N 3314-1 в данной части корреспондируют друг другу).
В настоящем же деле право пользования недрами было прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах. В отношении данного основания ни Закон о недрах, ни постановление N 3314-1 не предусматривает необходимости совершения названных выше действий, в связи с чем соответствующий довод общества отклоняется.
Заявитель кассационной жалобы приводит довод о том, что Управление, в нарушение подпункта 2 пункта 95 Приказа Минприроды России от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр" (далее - приказ N 315), не направило в департамент представление, а направило письмо от 07.06.2016 N ВС-02-02-30/10918.
Данный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 95 приказа N 315 одним из оснований для начала осуществления административных процедур является направленное предписание (предложение).
Следовательно, формулируя названную норму не через императивное указание на единственно возможное наименование направляемого документа, а указывая в скобках его альтернативное название, законодатель не установил жестких требований к его формальному наименованию.
Следовательно, направленный документ от 07.06.2016 N ВС-02-02-30/10918 можно расценить как представление (предложение), которое по своей форме и содержанию полностью соответствует подпункту 2 пункта 95 приказа N 315.
Довод общества, что срок исполнения выданных предписаний (N Н-179-в/1 и Н-179-в/2 от 16.09.2016) истекал только в 2017 году, в связи с чем выносить оспариваемый приказ от 17.10.2016 N 808 до истечения данных сроков было незаконно, подлежит отклонению по следующий причинам.
Основанием для досрочного прекращения права пользования недрами явилось нарушение обществом абзаца 4 пункта 4.1.1 лицензионного соглашения.
Согласно пункту 10.2 лицензионного соглашения право пользования недрами лицензионного участка прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в случае невыполнения победителем аукциона условий пользования лицензионным участком, оговоренных в абзаце 4 подпункта 4.1.1.
Следовательно, сам факт нарушения является достаточным основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, что и явилось основанием для вынесения оспариваемого приказа.
Обнаружение факта неисполнения указанной выше обязанности является основанием не только для досрочного прекращения права пользования недрами, но и для выдачи предписаний на устранение выявленных нарушений. Для достижения данной цели и были выданы названные выше предписания.
Административная ответственность и досрочное прекращение права пользования недрами являются самостоятельными институтами, которые в настоящем деле появились из одного факта (неисполнение обществом обязательных требований), но имеют различные цели, процесс их применения и итоги, применение одного из них не подменяет собой применение другого правового института, необходимость их применения в совокупности вытекает из правовой природы и особенностей настоящего дела.
Ссылка на пункт 3 части 1 статьи 20 Закона о недрах в оспариваемом приказе является достаточной, в связи с чем довод о нарушении пункта 102 приказа N 315 отклоняется.
Довод о том, что заявитель кассационной жалобы мог только догадываться за что его лишили права пользования недрами несостоятелен, так как лицензионное соглашение предусматривает конкретные сроки исполнения всех необходимых обязанностей обществом, которые ООО "ТЕРРА", действуя добросовестно и разумно, должно было соблюдать, а следовательно и знать о допущении нарушения установленных сроков.
Суд округа отклоняет довод о том, что прекращение права пользования недрами является чрезмерной мерой государственного реагирования, учитывая установленные статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2017 года по делу N А33-26612/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.