город Иркутск |
|
26 июля 2017 г. |
Дело N А19-10987/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелёминой М. М.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Саяны" - Шумкова М. К. (доверенность от 24.06.2016);
Иркутской таможни: Давыдовой Т. Л. (доверенность от 01.02.2017), Репиной Л. С. (доверенность от 29.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саяны" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2016 года по делу N А19-10987/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г. В., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г. Г., Желтоухов Е. В., Сидоренко В. А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Саяны" (ОГРН 1103850026994;
ИНН 3827035887; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Иркутской таможне (далее - таможня) о признании незаконными решения от 10.06.2016 N 10607000/400/100616/Т0003, требований об уплате таможенных платежей от 14.06.2016 NN 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы общества следует, что судами неправомерно сделан вывод об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества оспариваемым решением таможни; общество полагает доказанным факт заключения и исполнения договора купли-продажи хлыстов хвойных пород (сосна) N 18/КП от 18.09.2014; ссылаясь на положения Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ), общество указывает на неправомерность использования таможней проведении камеральной таможенной проверки результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий без надлежащего процессуального закрепления таких результатов.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании общества и таможни поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё сооветственно.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом (продавец) и Маньчжурской экспортно-импортной компанией ООО "ШЭН ТАЙ (MANZHOULI SHENGTAI IMPORT EXPORT CO. LTD), Китай, г. Маньчжурия (покупатель) заключен внешнеторговый контракт N MST-001 от 22.04.2014, согласно которому продавец обязуется передать, а покупатель - принять и оплатить лесоматериалы и пиломатериал хвойных пород.
В ноябре-декабре 2014 года общество во исполнение указанного контракта осуществило таможенное декларирование по таможенной процедуре экспорта и в дальнейшем фактически вывезло в Китай товары ("лесоматериалы, круглые, пиловочник х/п, сосна обыкновенная_") в количестве 19 439, 71 куб. м, коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД) 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 (далее - товары) с применением ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее Постановление N 779) на основании выданных обществу Минпромторгом России разовых экспортных лицензий сроком действия с 21.10.2014 по 31.12.2014:
- N 284RU14038000725 от 21.10.2014 на 100 000 куб. м бревна сосны обыкновенной "PINUS SYLVESTRIS L." диаметром не менее 15 см, но не более 24 см, длиной не менее 1,0 м. ГОСТ 9463-88; сорт 1, 2 (диаметр 22-24 см, длина 4-6 м);
- N 284RU14038000726 от 21.10.2014 на 20247, 300 куб. м бревна из сосны обыкновенной "PINUS SYLVESTRIS L" диаметром более 24 см, длиной не менее 1,0 м; ГОСТ 9463-88; сорт 1, 2 (диаметр 26 см и более, длина 4-6 м).
Вышеуказанные разовые экспортные лицензии в соответствии с Постановлением N 779 выданы обществу как лицу, купившему товары по договору купли-продажи N 18/КП от 18.09.2014 у арендатора лесных участков - общества с ограниченной ответственностью "Саяны" (ИНН: 3804010572) (далее - ООО "Саяны"), что отражено в лицензиях.
Этот арендатор также указан обществом в оформленных в ноябре - декабре 2014 года декларациях на товары (далее - ДТ) производителем экспортируемых товаров, а разовые экспортные лицензии указаны в ДТ в качестве оснований для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
Таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная таможенная проверка соблюдения обществом запретов и ограничений в отношении вышеуказанных товаров.
В ходе проведения проверки таможенным органом были исследованы документы, представленные обществом, ООО "Саяны" и полученные от оперативно-розыскного отдела таможни в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
В результате камеральной таможенной проверки, оформленной актом N 10607000/400/100616/А0003 от 10.06.2016, таможней установлено, что разовые экспортные лицензии NN 284RU14038000725 и 284RU14038000726 не применимы к продекларированным и вывезенным по ДТ товарам; общество не имело договорных отношений с ООО "Саяны", договор купли-продажи товаров N 18/КП от 18.09.2014 с ООО "Саяны" не заключался и не исполнялся; копия договора, на основании которого выданы разовые экспортные лицензии, не соответствует договору, представленному обществом при таможенном декларировании и в рамках камеральной таможенной проверки; представленные обществом при таможенном декларировании документы о приобретении товара в соответствии с условиями разовых экспортных лицензий на территории Российской Федерации не корреспондируются между собой и с документами ООО "Саяны", факт проведения операций по расчетным счетам общества в части перевода денежных средств в адрес ООО "Саяны" в счет исполнения указанного договора купли-продажи не установлен.
В этой связи таможней принято решение N 10607000/400/100616/Т0003 от 10.06.2016 о применении в отношении вывезенных обществом товаров ставки вывозной таможенной пошлины 80%, но не менее 55, 2 евро за 1 куб. м.
На основании статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обществу выставлены требования об уплате таможенных платежей от 14.06.2016 NN 35, 37, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63.
Не согласившись с указанными решением и требованиями таможни, общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемых актов требованиям таможенного законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из системного толкования положений ТК ТС (пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 152), Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" следует, что законодательными актами Российской Федерации как члена таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Указанный Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 36 Закона N 5003-1 в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 754), действовавшим на момент таможенного декларирования обществом товаров, ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 составляет 80%, но не менее 55, 2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной "Pinus sylvestris L" (коды ТН ВЭД 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе установлены Постановлением N 779, указанным постановлением утверждены также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).
Пунктами 8, 10, 12 Правил в редакции, действовавшей на момент декларирования товаров, предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (далее - заявитель); для оформления лицензии заявителем предоставляются, в том числе копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что разовые экспортные лицензии N N 284RU14038000725 и 284RU14038000726 выданы Минпромторгом России обществу как лицу, купившему товары по договорам купли-продажи у арендатора лесных участков (ООО "Саяны"), о чем прямо указано в лицензиях, и этот арендатор указан обществом в оформленных в ноябре-декабре 2014 года ДТ изготовителем экспортируемых товаров, а разовые экспортные лицензии, соответственно, указаны в ДТ в качестве основания для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
По результатам камеральной таможенной проверки таможней установлено, что ООО "Саяны" не продавало товары обществу (договор N 18/КП от 18.09.2014 от имени ООО "Саяны", приемо-сдаточный акт N 44 от 18.09.2014, счет-фактура N 71 от 18.09.2014, письмо от 06.10.2014 о перечислении денежных средств по договору от N 18/КП 18.09.2014 подписаны неуполномоченным лицом, в указанном договоре имеются недостоверные сведения об адресе и расчетном счете ООО "Саяны", отсутствуют достоверные доказательства перечисления денежных средств по указанному договору в адрес ООО "Саяны" либо наличия оснований для осуществления соответствующих платежей по распоряжению последнего в адрес иных лиц), общество, в свою очередь, также не подтвердило надлежащим образом приобретение экспортированных товаров на внутреннем рынке. Кроме того, заверенные копии договора N 18/КП 18.09.2014 и приемо-сдаточного акта к этому договору, представленные обществом по требованию таможни N 07-19/00719 от 18.01.2016, а также в электронном формализованном виде при таможенном декларировании, не соответствуют копиям договора N 18/КП 18.09.2014 и приемо-сдаточного акта N 44 от 18.09.2014 к данному договору, представленных Управлением Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району в части объема поставляемого товара, суммы договора, а также даты лесной декларации, сведения о которой указаны в пункте 1 договора N 18/КП 18.09.2014.
Руководствуясь приведенными нормами таможенного законодательства, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражные суды двух инстанций обоснованно согласились с вышеизложенными выводами таможни о несоблюдения обществом предусмотренных законом запретов и ограничений, необоснованного применения обществом ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
Принимая во внимание доказанность факта представления обществом документов, содержащих недостоверные сведения относительно спорной операции по приобретению товаров на внутреннем рынке, суды пришли к мотивированному выводу о наличии оснований для принятия решения о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80% и последующего выставления требований об уплате таможенных платежей.
Довод общества о том, что таможней в качестве доказательств неправомерно использовались материалы оперативно-розыскных мероприятий, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку поддержанные судебными инстанциями выводы таможни о недоказанности обществом факта приобретения экспортируемых товаров у ООО "Саяны" не основаны исключительно на материалах проведенных оперативно-розыскных мероприятий и подтверждаются также иными доказательствами, полученными при проведении камеральной таможенной проверки.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы, свидетельствующие о наличии у общества оснований для применения ставки в размере 15% на основании разовых экспортных лицензий N N 284RU14038000725 и 284RU14038000726, о неверной оценке судами представленных доказательств, касающихся обстоятельств приобретения товаров на внутреннем рынке (в частности, договора купли-продажи N 18/КП от 18.09.2014), отклоняются судом кассационной инстанции как направленные на переоценку установленных фактических обстоятельств и доказательств по делу, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенная правовая позиция судов основана на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
При вышеизложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2016 года по делу N А19-10987/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л. А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.