город Иркутск |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А10-7269/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Юшкарёва И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Салимзянова Л. Ф., секретарь судебного заседания Нагуслаева З. К.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия: Шантагаровой З.А. (доверенность от 28.02.2018), Клишиной С. Г. (доверенность от 29.02.2016); Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия - Шаракшанэ А. В. (доверенность от 20.06.2018); государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" - Загузиной М. П. (доверенность от 21.06.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 марта 2018 года по делу N А10-7269/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Логинова Н.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
государственное казенное учреждение Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (ОГРН 1020300965630; ИНН 0323082240; г. Улан-Удэ; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - управление) о признании недействительным представления N 02-11-46/23-3042 от 11.08.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 марта 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным пункт 2 оспариваемого представления. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 марта 2018 года изменено, признаны недействительными пункты 1 и 2 представления N 02-11-46/23-3042 от 11.08.2017.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным пункта 2 представления, постановление суды апелляционной инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами не установлено, каким образом оспариваемое представление нарушает права и законные интересы учреждения, поскольку такое представление не влечет для него правовых последствий в виде привлечения к ответственности в случае его неисполнения; учреждение является получателем бюджетных средств в соответствии с графиком финансирования в 2016 году, которым устанавливался уровень софинансирования выполнения мероприятий федеральной целевой программы за счет средств субсидии из федерального бюджета и бюджета Республики Бурятия, следовательно, учреждение обязано было осваивать полученные средства в соответствующих долях; вместе с тем учреждение освоило только средства федерального бюджета, чем нарушило подпункт 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и условия Соглашения N 018-11/с-2016/м; предусмотренные соглашением N 316-01-41/10-16 расходы на софинансирование капитальных вложений в объекты собственности не предусматривают расходов на закупку электронного оборудования (компьютеров и периферийных устройств к ним), иное свидетельствует о нецелевом использовании средств по соответствующей статье расходов; апелляционным судом не учтено, что неиспользованные на 01.01.2017 остатки межбюджетных трансфертов учреждение в федеральный бюджет не возвратило и неправомерно использовало для приобретения указанного оборудования в нарушение Плана-графика выполняемых строительных работ и Графика производства работ и освоения средств; факт указанного бюджетного нарушения подтвержден вступившими в силу судебными актами по делу N А40-11349/18-122-80.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции - без изменения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Поскольку постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Бурятия изменено, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта апелляционного суда.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 30 июня по 21 июля 2017 года управлением на основании приказа N 273 от 29.06.2017 в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" в 2016 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 186 от 03.03.2012 утверждена Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)", приложением N 8 к которой утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности).
10.02.2016 между Министерством культуры Российской Федерации и Республикой Бурятия заключено Соглашение N 316-01-41/10-16 о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов культуры государственной собственности Республики Бурятия (далее - Соглашение от 10.02.2016).
18.02.2016 между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - министерство) и учреждением заключено Соглашение о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия "Строительство пристроя и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ (в том числе разработка проектно-сметной документации) N 018-11/с-2016/м (далее - Соглашение от 18.02.2016).
По результатам проверки выявлены и в акте проверки от 21.07.2017 отражены нарушения бюджетного законодательства.
Управлением вынесено представление N 02-11-46/23-3042 от 11.08.2017, в соответствии с которым учреждению необходимо в срок до 01.09.2017 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений:
- в нарушение статьи 162 БК РФ, пункта 3.2.2 Соглашения от 10.02.2016, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 186 от 03.03.2012) (далее - Правила N 186), Соглашения от 18.02.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 018-11/с-2016/м-5 от 09.12.2016), учреждением не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств Республики Бурятия (пункт 1);
- в нарушение пункта 2 статьи 79.1 БК РФ, пунктов 1, 3 Правил N 186, Соглашения от 10.02.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 4886-01-41/10-16 от 14.10.2016) и Соглашения от 18.02.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 018-11/с-2016/м-5 от 09.12.2016) учреждением как получателем средств бюджета не соблюдено условие расходования субсидии на строительство объекта "Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ", а именно средства федерального бюджета израсходованы сверх суммы, установленной на приобретение оборудования для данного объекта (пункт 2).
Не согласившись с указанным представлением, учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности пункта 2 оспариваемого представления, поскольку учреждением средства федерального бюджета израсходованы на осуществление капитальных вложений в объект государственной собственности, на приобретение оборудования в соответствии с проектной документацией, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из незаконности оспариваемого представления в полном объеме.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Под представлением согласно пункту 1 статьи 270.2 БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В соответствии со статьёй 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Как верно указано судами, в рассматриваемом случае предоставление субсидий осуществляется на условиях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации N 186, Соглашениями от 10.02.2016 и от 18.02.2016.
Судами установлено, что согласно пункту 3.2.2 Соглашения от 10.02.2016 субъект Российской Федерации обеспечивает направление бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение расходов по капитальным вложениям объектов капитального строительства в объеме, указанном в приложении N 8.
Указанным приложением плановый годовой объем субсидии из федерального бюджета на софинансирование объекта "Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ" определен в размере 82 280 000 рублей (70,5%), софинансирование из республиканского бюджета - 34 420 000 рублей (29,5%).
Согласно Соглашению от 18.02.2016 капитальные вложения в указанный объект осуществляются за счет средств республиканского бюджета в объеме 34 420 000 рублей.
Результатом исполнения Соглашения от 18.02.2016 является освоение представленных государственному заказчику бюджетных инвестиций, ввод объекта в эксплуатацию, не позднее 31.12.2016 в соответствии с графиком производства работ и освоения средств (пункт 1.4. Соглашения).
Дополнительным соглашением N 018-11/С -2016/М-1 от 25.05.2016 в Соглашение от 18.02.2016 внесены изменения и дополнения, согласно которых капитальные вложения в объект осуществляются за счет средств федерального бюджета в объеме 82 280 000 рублей, республиканского бюджета - 35 479 700 рублей.
Вместе с тем, всего кассовые расходы за 2016 год по объекту капитального строительства "Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ" составили 79 886 613 рублей 96 копеек, в том числе за счет средств федерального бюджета - 77 584 050 рублей 62 копейки (97,1 %), за счет средств республиканского бюджета - 2 302 563 рубля 34 копейки (2,9 %).
Указанные обстоятельства установлены судами на основании материалов дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Признавая необоснованными выводы суда первой инстанции и управления о том, что учреждением неправомерно допущено расходование средств субсидии из федерального бюджета сверх уровня софинансирования из бюджета Республики Бурятия, в нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением от 10.02.2016 и Соглашением от 18.02.2016 в соответствующих редакциях, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
По существу вменяемое пунктом 1 представления нарушение сводится к несоблюдению учреждением условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), выразившегося в необеспечении уровня софинансирования за счет средств Республики Бурятия.
Однако оспариваемое представление не содержит выводов о нарушении учреждением статьи 306.8 БК РФ, которой предусмотрены бюджетные меры принуждения за нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты), условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, в связи с чем суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий и самостоятельно квалифицировал действия учреждения по данной статье в отсутствие на то правовых оснований.
Являясь конечным получателем средств, учреждение обязано освоить представленные ему министерством бюджетные инвестиции в установленном Соглашениями объеме и в соответствии с определенными целями (строительство и ввод в эксплуатацию объекта "Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г.Улан-Удэ").
Вместе с тем, как верно установил апелляционный суд, из норм бюджетного законодательства, на которые ссылается управление, а также условий Соглашений от 10.02.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 4886-01-41/10-16 от 14.10.2016) и от 18.02.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 018-11/с-2016/м-5 от 09.12.2016) не следует обязанности учреждения использовать полученные от министерства бюджетные инвестиции исключительно в пропорции, согласованной в соглашении между Министерством культуры Российской Федерации и Республикой Бурятия, стороной которого учреждение не является.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы апелляционного суда, управлением в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено, заявленные в кассационной жалобе доводы в указанной части не свидетельствуют о незаконности изложенной судом правовой позиции.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции о незаконности пункта 2 представления ввиду расходования учреждением средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объект государственной собственности, на приобретение оборудования в соответствии с проектной документацией в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с Соглашением от 18.02.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 018-11/с-2016/м-5 от 09.12.2016), конкретных нарушений в исполнении которого управлением не установлено.
При этом апелляционным судом правомерно отклонена ссылка управления на несоблюдение учреждением условий расходования субсидии, предусмотренной Соглашением от 10.02.2016 (в редакции дополнительного соглашения N 4886-01-41/10-16 от 14.10.2016), поскольку последнее не является стороной по указанной сделке.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции представление управления N 02-11-46/23-3042 от 11.08.2017 правомерно признано не соответствующим законодательству, нарушающим права и законные интересы учреждения, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Иная оценка доказательств по делу, в том числе в целях проверки соответствующих доводов кассационной жалобы в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы управления о том, что представление не затрагивает права и законные интересы лица, которому оно направляется, отклоняются судом кассационной инстанции как противоречащие статье 270.2 БК РФ, целям и задачам финансового контроля.
Ссылка управления на обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А40-11349/18-122-80 об оспаривании приказов Министерства финансов Российской Федерации о применении в отношении Правительства Республики Бурятия мер бюджетного принуждения, не свидетельствует о доказанности вменяемых непосредственно учреждению нарушений бюджетного законодательства.
Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года по делу N А10-7269/2017 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.