город Иркутск |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А58-2089/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Качукова С.Б., Фирсова А.Д.,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Черткова Александра Николаевича и его представителя Ефимовой С.С. (доверенность от 07.09.2023),
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Черткова Александра Николаевича на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2023 года по делу N А58-2089/2023 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал" (далее - истец, общество, АО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к индивидуальному предпринимателю Черткову Александру Николаевичу (далее - ответчик, ИП Чертков А.Н., предприниматель) с иском о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.04.2011 по 31.12.2022 в размере 241 608,82 руб., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 7 832 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха Якутия от 04 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт: иск удовлетворен, с ИП Черткова А.Н. в пользу АО "Водоканал" взыскан основной долг в размере 241 608 руб.82 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлине.
Не согласившись с судебным актом, ИП Чертков А.Н. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в полном объеме и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований АО "Водоканал".
В обоснование доводов жалобы указывает, что отбор проб сточных вод для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является приоритетным. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в договоре водоотведения сторонами согласовано место (точка) отбора сточных вод, поэтому применение упрощенного порядка начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод необоснованно. С учетом наличия такой возможности начисление платы, по мнению заявителя кассационной жалобы, возможно только по итогам отбора проб, исходя из установленного законодательством приоритета применения данного способа определения количества загрязняющих веществ. Истцом допускались нарушения сроков выставления к оплате счетов.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом иска является взыскание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между АО "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и предпринимателем (абонент) заключен договор водоотведения N А0697*/06/14 от 01.01.2014 (далее - договор), согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организация водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре, Приложение N 1.
Согласно пункту 4 договора датой начала приема сточных вод является 10.01.2014.
Договор вступает в силу с 01.01.2014 и заключен на срок до 31.12.2014, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 57-59 договора).
Пунктом 22 договора установлено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, действующими в спорный период.
Организацией водопроводно-канализационного хозяйства 08 февраля 2022 года был составлен акт осмотра (приемки) приборов учета и сетей канализации абонента.
С 30 апреля 2022 года АО "Водоканал" начал выставлять абоненту плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, для оплаты абоненту выставлены счета по актам и счета-фактуры, направленные по СБИС.
Согласно расчету размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения составил 241 608,82 руб. за период с апреля по декабрь 2022 года включительно.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 13.01.2023 N б/н с требованием оплаты задолженности в размере 241 608,82 руб.
Ответчик оплату не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением
По итогам рассмотрения спора суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования. Суд первой инстанции исходил из того, что в заключенном сторонами договоре определено место (точка) отбора сточных вод. При указании в договоре контрольного канализационного колодца и технической возможности отбора проб сточных вод ответчика, на ответчика в отсутствие в материалах дела достоверных доказательств содержания в сточных водах загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, не может быть возложена обязанность вносить соответствующие платежи. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в условиях технической возможности отбора проб, независимо от обстоятельств отнесения абонента к перечню лиц, указанных в пункте 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), такая плата должна определяться именно по результатам отбора сточных вод абонента, либо на основании поданной декларации, а не расчетным путем.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктами 25, 35, 36, 111, 113, 114, 118, 167, 203 Правил N 644, исходил из того, что истцом обоснованно произведено начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанной в соответствии с формулой, содержащейся в пункте 203 Правил N 644. Вывод о необходимости применения соответствующей формулы сделан судом апелляционной инстанции с учетом хозяйственной деятельности ответчика (переработка рыбы), а также неподачи им соответствующей декларации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В соответствии с частью 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы устанавливаются с учетом необходимости обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, расходов организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставлению счетов и сбору с абонентов указанной платы, а также расходов на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонента, допустившего сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, или иного лица, допустившего сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту (часть 2 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
При этом пунктом 195 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Согласно пункту 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе тех, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (руб.) определяется по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Таким образом, из содержания пункта 203 Правил N 644 следует, что действующим законодательством предусмотрен упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для указанных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на окружающую среду (водные объекты).
Абзацем восьмым пункта 203 Правил N 644 предусмотрено, что, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728) произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил N 644, а также в случае принятия названной организацией для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы определяется в соответствии с пунктом 197 данных Правил.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 28.06.2022 N 1637-О, в силу Закона N 416-ФЗ одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
Применение упрощенного порядка начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (с использованием расчетного метода по установленной формуле) позволяет, не нарушая справедливого баланса частных и публичных интересов, обеспечить эффективность комплекса мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет сокращения организационных и финансовых издержек организаций, осуществляющих водоотведение.
Исходя из приведенных положений законодательства с учетом позиции, отраженной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 1637-О, упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для указанных абонентов применяется как общее правило, за исключением случаев, когда в соответствующем расчетном периоде был фактически произведен отбор проб сточных вод (если имеется физическая возможность отбора проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод других абонентов) или принята к контролю декларация абонента.
Наличие в действующем законодательстве приоритета результатов анализов фактически отобранной пробы сточных вод и сведений, изложенных декларации, вопреки позиции заявителя кассационной жалобы, не отменяет необходимости применения указанного упрощенного порядка начисления платы за сброс загрязняющих веществ в ситуациях, когда данных обстоятельств, исключающих применение общего правила, не имеется.
По итогам рассмотрения дела судами было установлено, что объект предпринимателя, в отношении которого АО "Водоканал" оказывает услуги по водоотведению, используется в качестве рыбоперерабатывающего цеха. Среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод абонента составляет менее 30 куб.м. то есть менее значения, определенного пунктом 124 Правил N 644, следовательно, ИП Чертков А.Н. относится категории абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений и на которых распространяются положения пункта 203 Правил N 644.
При разрешении соответствующего спора суд апелляционной инстанции принял во внимание, что декларацию о составе и свойствах сточных вод в соответствии с пунктом 195 Правил N 644 ИП Чертков А.Н. не подавал. При этом отбор проб сточных вод со стороны АО "Водоканал" фактически не производился.
Поскольку ответчик к относится к числу абонентов, чья хозяйственная деятельность заведомо приводит превышению концентрации химических веществ и соединений в сточных водах, а обстоятельств, исключающих применение упрощенного порядка расчета платы за сброс загрязняющих веществ в соответствии с пунктом 203 Правил N 644, в ходе рассмотрения дела не установлено, заявленное требование обоснованно удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы неприменении в настоящем деле указанной расчетной формулы при начислении платы за сброс загрязняющих веществ исключительно в связи с имеющейся физической возможностью отбора проб сточных вод основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Ответчик расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов не оспорил.
Ненаправление или несвоевременное направление соответствующих счетов не освобождает ответчика от исполнения обязанности по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2023 года по делу N А58-2089/2023 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По итогам рассмотрения дела судами было установлено, что объект предпринимателя, в отношении которого АО "Водоканал" оказывает услуги по водоотведению, используется в качестве рыбоперерабатывающего цеха. Среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод абонента составляет менее 30 куб.м. то есть менее значения, определенного пунктом 124 Правил N 644, следовательно, ИП Чертков А.Н. относится категории абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений и на которых распространяются положения пункта 203 Правил N 644.
При разрешении соответствующего спора суд апелляционной инстанции принял во внимание, что декларацию о составе и свойствах сточных вод в соответствии с пунктом 195 Правил N 644 ИП Чертков А.Н. не подавал. При этом отбор проб сточных вод со стороны АО "Водоканал" фактически не производился."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф02-348/24 по делу N А58-2089/2023