город Иркутск |
|
1 августа 2017 г. |
Дело N А10-1617/2016 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Васиной Т.П., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Ниникиной В.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ" - Тулохонова О.А. (доверенность от 07.03.2017, паспорт) и Жамбалова В.В. (доверенность от 15.05.2017, паспорт); присутствующих в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - Донского А.Н. (доверенность от 09.01.2017, паспорт) и Кирьяновой Ю.А. (доверенность от 09.01.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца -Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2016 года по делу N А10-1617/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Марактаева И.Г., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (далее - Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, г. Улан-Удэ, далее - ПАО "ТГК N 14", общество, ответчик) о взыскании 4 126 517 рублей 75 копеек долга по арендной плате за период с 01.03.2014 по 31.12.2015, 250 691 рубля 13 копеек пени за период с 24.07.2013 по 31.12.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2016 года иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 1 395 422 рубля 05 копеек долга и 152 012 рублей 83 копейки пени, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 года решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2016 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2016 года по делу N А10-1617/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, приказ Минэкономразвития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" не подлежал применению при разрешении настоящего спора.
Комитет, ссылаясь на пункт 7 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Бурятия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.01.2015 N 37, полагает, что арендная плата должна быть проиндексирована на уровень инфляции с 01.03.2015.
В письменном отзыве на кассационную жалобу ПАО "ТГК N 14" возражало доводам кассационной жалобы, просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители подтвердили позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.07.2010 на основании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ от 30.06.2010 N З-1920 между Комитетом (арендодатель) и ОАО "ТГК N 14" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 153, по условиям которого арендатору передан в пользование земельный участок площадью 1 157 864 кв.м с кадастровым номером 03:24:030603:242, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Улан- Удэ, Октябрьский район, с. Тальцы, для размещения золоотвала, входящего в состав энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции (ТЭС) Улан-Удэнская ТЭЦ-1, на срок с 30.06.2010 по 29.05.2011.
По акту приема-передачи от 02.07.2010 земельный участок передан арендатору.
Арендная плата за пользование земельным участком исчисляется с 30.06.2010; размер арендного платежа, выплачиваемого арендатором, составляет 5 479 880 рублей 85 копеек за 11 месяцев, в том числе ежемесячная плата 498 170 рублей 99 копеек (пункты 2.1, 2.2 договора).
Согласно пунктам 2.3, 2.5 договора оплата производится ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца. Арендная плата рассчитывается по формуле:
АП = КСз.у.*S*К(%)= 344,2*1 157 864*1,5%:12 мес.*11 мес. = 5 479 880 рублей 85 копеек, где КСз.у. - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (344,2);
S - площадь арендуемого земельного участка (1 157 864);
К(%) - коэффициент от кадастровой стоимости (1,5%).
Расчет размера арендной платы согласован сторонами на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 14.01.2008 N 4 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена".
В пункте 2.8 стороны согласовали, что считают размер арендной платы измененным со дня опубликования актов органов государственной власти или органов местного самоуправления об изменении порядка расчета арендной платы и об изменении коэффициента кадастровой стоимости земельного участка.
В пункте 4.2 договора предусмотрена ответственность арендатора на случай просрочки внесения платежей в виде пени.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение от 27.01.2015 к договору аренды земельного участка N 153 от 02.07.2010, подписанное ответчиком с протоколом разногласий, который истец не подписал.
Из дополнительного соглашения следует, что данное соглашение заключается на основании заявления ОАО "ТГК N 14" от 29.12.2014, приказа Минэкономразвития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 "Об утверждении ставок арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Арендная плата по названному соглашению начисляется с 01.09.2013 и составляет 4 168 310 рублей 40 копеек, в том числе ежемесячно 347 359 рублей 20 копеек.
В соглашении определен следующий порядок расчета арендной платы по формуле: АП = S х К = 1 157 864 х 3,6 = 4 168 310, 4, где S - площадь арендуемого земельного участка, К - коэффициент кадастровой стоимости (3.6) с 01.09.2013.
Согласно расчету задолженности (т.1, л.д. 9) ответчик уплачивал арендные платежи в соответствии с дополнительным соглашением с 08.04.2015, т.е. в размере 347 359 рублей 20 копеек ежемесячно.
Истец с учетом условия дополнительного соглашения об определении арендной платы с 01.09.2013 вывел на 24.02.2015 переплату по арендным платежам в сумме 3 224 171 рубль 29 копеек (т.1, л. д. 131-133).
В обоснование заявленных требований Комитет указал, что у общества имеется задолженность по арендной плате, размер которой исчислен им в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.01.2008 N 4 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - постановление от 14.01.2008 N 4), утратившим силу с 01.03.2015, и с этого же момента вступившим в силу постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.01.2015 N 37 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Бурятия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление от 30.01.2015 N 37).
При этом истец руководствовался подпунктом "а" пункта 2.3 постановления от 30.01.2015 N 37, согласно которому ежегодная арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,6% в отношении земельного участка, предоставленного для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Возражая требованиям истца, ответчик произвел расчет арендных платежей, исходя из условий дополнительного соглашения от 27.01.2015 к договору аренды земельного участка N 153 от 02.07.2010, которое считал заключенным, а также ставок арендной платы, определенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) и приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - приказ Минэкономразвития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013).
Ответчик полагал, что с 01.03.2015 размер арендной платы за пользование арендованным земельным участком определяется на основании пункта 5 постановления от 30.01.2015 N 37, согласно которому размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с использованием недр, равен размеру арендной платы, рассчитанному для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Общество также возражало против увеличения в одностороннем порядке арендных платежей на размер уровня инфляции.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Договор аренды от 02.07.2010 заключен сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому на основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору применяется регулируемая арендная плата, порядок, условия и сроки внесения которой подлежат установлению органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Бурятия до 01.03.2015 действовало постановление от 14.01.2008 N 4.
Таким образом, при определении размера арендной платы за спорный период с 01.09.2013 до 01.03.2015 надлежит руководствоваться указанным региональным нормативным актом, который принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия, определенных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и в установленном законом порядке не оспорен.
Постановление от 14.01.2008 N 4 утратило силу с 01.03.2015 в связи с принятием и введением в действие постановления от 30.01.2015 N 37, вновь утвердившим Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Бурятия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Постановление от 30.01.2015 N 37 принято в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), введенной в действие с 01.03.2015.
Так, согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Данное законоположение воспроизводит пункт 5 постановления от 30.01.2015 N 37.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Учитывая целевое назначение предоставленного в аренду обществу земельного участка - для размещения золоотвала, который в соответствии с действующим нормативным регулированием (пункт 1.18 Перечня имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295; пункт 12.1.1. "Свода правил. Электростанции тепловые. СНиП I58-75"), технической документацией энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции (ТЭС) Улан-Удэнской ТЭЦ-1, а также условиями заключенного договора, суды обоснованно сделали вывод о том, что золоотвал входит в состав указанного комплекса и отнесен к объектом системы теплоснабжения, следовательно, размер арендной платы в отношении спорного земельного участка с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 на территории Республики Бурятия утверждена предельная ставка арендной платы для земельных участков, занятых тепловыми станциями и обслуживающими их сооружениями и объектами, в размере 3, 60 рублей за кв.м.
Поскольку земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, предоставлен и используется обществом для эксплуатации тепловой электрической станции (ТЭС) Улан-Удэнской ТЭЦ-1, обеспечивающей теплоснабжение объектов в г. Улан-Удэ, следовательно, арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, предусмотренного подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанный по правилам приказа Минэкономразвития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Руководствуясь указанными нормативными актами, суд верно произвел расчет подлежащих взысканию с ПАО "ТГК N 14" сумм арендных платежей и пени, заявленные требования счел подлежащими удовлетворению частично.
Судами рассмотрен довод истца о необходимости индексации размера арендной платы с 01.03.2015 в соответствии с пунктом 7 постановления от 30.01.2015 N 37 на размер уровня инфляции и обоснованно отклонен, поскольку согласно расчету истца на начало очередного финансового 2015 года арендодатель в одностороннем порядке уже изменил арендную плату на уровень инфляции на основании пункта 1.5 постановления от 14.01.2008 N 4, которым также предусматривалось правило об изменении арендной платы в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, при полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2016 года по делу N А10-1617/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.