город Иркутск |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А33-6315/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Кужлев А. В., помощник судьи Пестов Г. И.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Матюшевой И.И. (доверенность от 12.03.2018); общества с ограниченной ответственностью "Проектстандартстрой" - Ждановой Н.С. (доверенность от 25.01.2018); общества с ограниченной ответственностью "Дивное место" - Меренкова О.В. (доверенность от 25.07.2018); прокурора отдела по обеспечению участию прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Доценко О. А. (служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Проектстандартстрой" и Министерства лесного хозяйства Красноярского края на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2018 года по делу N А33-6315/2017 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Борисов Г. Н., Севастьянова Е. В., Юдин Д. В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дивное место" (ОГРН 1112468077424; ИНН 2463233503; г. Красноярск; далее - ООО "Дивное место") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - Минлесхоз), Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Минприроды) о признании недействительным и отмене приказа Минприроды N 5/644-од от 21.12.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проектстандартстрой" (далее - ООО "Проектстандартстрой").
Протокольным определением апелляционного суда от 23 марта 2018 года на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечена прокуратура Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2018 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2017 года отменено, принят новый судебный акт о признании недействительным приказа N 5/644-од от 21.12.2015.
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции, Минлесхоз и ООО "Проектстандартстрой" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемый судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационных жалоб, вывод суда апелляционной инстанции о том, что лесные участки, предоставленные ООО "Проектстандартстрой" на основании договора N 149 от 17.03.2016, могли быть предоставлены в аренду в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта только по результатам торгов в соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) противоречат требованиям лесного законодательства и не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку согласно пункту 1 части 3 статьи 74, статье 45 ЛК РФ лесной участок может быть предоставлен для указанных целей без проведения торгов; в данном случае, вопреки выводам суда, на спорном лесном участке отсутствуют какие-либо линейные объекты, поскольку расположенная там грунтовая автомобильная дорога в силу своих характеристик к таким объектам не относится, следовательно, препятствий для предоставления ООО "Проектстандартстрой" испрашиваемых участков для заявленных целей (строительство и последующая эксплуатация линейного объекта) без проведения торгов не имелось; не обоснован также вывод суда о нарушении пункта 20 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (утв. Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319) (далее - Порядок N 319).
Кроме того, ООО "Проектстандартстрой" полагает, что апелляционным судом неправомерно не учтены обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А33-18808/2016, которыми исследован вопрос о возможности образования части лесного участка с кадастровым номером 24:46:1203002:65 для предоставления в аренду для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов; судом неправомерно удовлетворено ходатайство прокурора о вступлении в дело, поскольку участие прокурора обусловлено защитой интересов ООО "Дивное место", что противоречит требованиям статей 52, 198 АПК РФ.
Прокурор и ООО "Дивное место" представили отзывы на кассационные жалобы, в которых просят отказать в их удовлетворении, оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители ООО "Проектстандартстрой" и Минлесхоза поддержали правовые позиции, изложенные в кассационных жалобах, а представитель ООО "Дивное место" и прокурор - доводы отзывов на кассационные жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) с ООО "Манская Запань" (арендатор) заключен договор N 49/р от 22.10.2008 аренды лесного участка площадью 1,9 га, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, КГУ "Красноярское лесничество", Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7, выделы 2, 9, 10, 16, 28, 37, имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-044-2008-07-3328-8, предназначенного для рекреационной деятельности (пункты 1, 2 договора).
Подпунктом "б" пункта 12 договора аренды лесного участка предусмотрено, что арендатор вправе осуществлять на лесном участке создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Дополнительным соглашением от 18.07.2014 к указанному договору аренды внесены изменения в части арендодателя (Минприроды) и арендатора (ООО Кемпинг "Манский плес").
В соответствии с дополнительным соглашением N 2 от 09.06.2015 к договору аренды лесного участка N 49/р от 22.10.2008 пункт 2 данного договора изложен в следующей редакции: "Лесной участок из состава земель лесного фонда площадью 1,9 га расположен: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, в квартале 7 части выделов 2, 9, 10, 16, 28, 37, с кадастровым номером 24:46:1203002:65, предоставляемый для осуществления рекреационной деятельности".
По договору уступки прав и обязанностей на находящейся в государственной собственности лесной участок от 15.10.2015 новым арендатором рассматриваемого лесного участка стало ООО "Дивное место".
Приказом Минприроды N 5/1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 образована часть лесного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65 площадью 0,628 га (6280 кв. м), отнесенная к защитным лесам, расположенная: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 (части выделов 2, 9, 10, 16, 28, 37).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2017 года по делу N А33-18808/2016 отказано в удовлетворении требования ООО "Дивное место" о признании приказа N 5/1329-ГЛР/Р от 21.07.2015 недействительным.
Приказом Минприроды N 5/644-од от 21.12.2015 ООО "Проектстандартстрой" для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов сроком на 49 лет предоставлены в аренду лесной участок площадью 1,2133 га, расположенный по адресу: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7 (выдел 39), с кадастровым номером 24:46:000000:13984, и лесной участок площадью 0,6280 га, расположенный по адресу: Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, квартал 7 (часть выделов 2, 9, 10, 16, 37), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:46:1203002:65, учетный номер части 1.
На основании указанного приказа между Минприроды и ООО "Проектстандартстрой" заключен договор аренды указанных лесных участков N 149 от 17.03.2016.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости N 24/001/006/2017-9177 от 14.03.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:46:1203002:65 с видом разрешенного использования для рекреационной деятельности, находящийся в собственности Российской Федерации, предоставлен в аренду ООО "Дивное место" с 16.12.2008 на 44 года на основании договора аренды N 49/р от 22.10.2008, дополнительных соглашений к договору аренды от 18.07.2014 и 09.06.2015 и договора уступки прав от 15.10.2015.
Кроме того, указанный объект недвижимости имеет ограничение прав и обременение с 21.04.2016 на 49 лет в пользу ООО "Проекстандартстрой" (договор аренды лесных участков N 149 от 17.03.2016).
Полагая, что приказ N 5/644-од от 21.12.2015 издан с нарушением требований лесного законодательства, ограничивает право на пользование арендованным лесным участком, ООО "Дивное место" оспорило его в арбитражном суде.
Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь Указом Губернатора Красноярского края от 13.07.2016 N 139-уг "О внесении изменения в Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", Распоряжением Правительства Красноярского края "О создании министерства лесного хозяйства Красноярского края" N 560-р от 13.07.2016 пришел к выводу что, поскольку Минлесхоз является правопреемником Минприроды в области лесных отношений, то последнее является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований, препятствующих предоставлению ООО "Проектстандартстрой" испрашиваемых лесных участков для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, в связи с чем оспариваемый приказ не противоречит требованиям лесного законодательства.
Суд также указал, что оспариваемый приказ не нарушает прав и законных интересов ООО "Дивное место", поскольку намерение ООО "Проектстандартстрой" использовать лесной участок, выделенный из уже находящегося в аренде ООО "Дивное место" участка, для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта, не нарушает права действующего арендатора, использующего лесной участок с целью рекреации, и не может являться основанием для отказа в предоставлении в аренду этого лесного участка.
Третий арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из наличия на предоставляемых в аренду лесных участках подъездной грунтовой автомобильной дороги. Поскольку в материалы дела не представлено доказательств наличия у ООО "Проектстандартстрой" каких-либо прав на данный объект, предоставление лесных участков в аренду путем издания приказа N 5/644-од от 21.12.2015 без проведения торгов является незаконным, что влечет отмену оспариваемого приказа.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании приказа может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду юридическим лицам на основании договора аренды в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно частям 1, 3 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе статьёй 45 настоящего Кодекса, регулирующей использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов (часть 2 статьи 45 ЛК РФ).
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ).
Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, из толкования статей 45 и 74 ЛК РФ в совокупности следует, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без торгов для строительства линейных объектов, а для эксплуатации линейных объектов - только гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Законодатель разделяет случаи предоставления лесного участка для строительства линейных объектов и для эксплуатации последних.
Как следует из оспариваемого приказа, спорные лесные участки предоставлены ООО "Проектстандартстрой" в аренду на 49 лет как для строительства, так и для реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Правильно руководствуясь вышеизложенными нормами права, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе проект освоения лесов, переданных в аренду ООО "Проектстандартстрой" по договору N 149 от 17.03.2016, положительное экспертное заключение на указанный проект освоения лесов, утвержденное приказом Минприроды N 5/1523-Г28/7 от 26.07.2016, договор аренды земельного участка N 149 от 17.03.2016, апелляционный суд обоснованно установил, что поскольку проектом освоения лесов предусматривается эксплуатация лесных дорог протяженностью 1,6 км в выделах 2, 9, 10, 16, 39 квартала 7, строительство лесных дорог протяженностью 0,1 км в выделе 37 квартала 7 (Таблица 7. 3 Характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на лесном участке), приложением N 2 к указанному договору аренды в качестве характеристик переданных в аренду лесных участков указано наличие объектов лесной инфраструктуры - дороги грунтовой улучшенной в выделе 39 квартала 7, дороги лесной во 2,9,10,16 выделах квартала 7, строительство линейного объекта - лесной дороги предполагается только в 37 выделе 7 квартала протяженностью 0,1 км, то оспариваемым приказом лесные участки площадью 1,2133 га, квартал 7 (выдел 39), с кадастровым номером 24:46:000000:13984, и площадью 0,6280 га, квартал 7 (часть выделов 2, 9, 10, 16, 37) с кадастровым номером 24:46:1203002:65, учетный номер части 1, фактически переданы в аренду ООО "Проектстандартстрой" для эксплуатации уже существующей подъездной грунтовой автомобильной дороги в выделах 2, 9, 10, 16, 39 квартала 7.
Данное обстоятельство также подтверждается конфигурацией предоставленных ООО "Проектстандартстрой" в аренду лесных участков, соответствующей расположенной на них подъездной грунтовой автомобильной дороги.
В свою очередь, Минлесхозом и ООО "Проектстандартстрой" не представлены доказательства, подтверждающие наличие у арендатора по договору N 149 от 17.03.2016 какого-либо права на грунтовую автомобильную дорогу, расположенную на предоставляемых в аренду лесных участках.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно указал на отсутствие оснований для предоставления ООО "Проектстандартстрой" лесных участков без проведения торгов, в связи с чем признал оспариваемый приказ не соответствующим нормам лесного законодательства.
Как верно указал апелляционный суд, в соответствии с пунктом 20 Порядка N 319 в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление, в котором указывается обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду. Однако заявление ООО "Проектстандартстрой" N 14 от 20.11.2015 соответствующих сведений не содержит; указание в нём на предоставление лесных участков в аренду для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов само по себе таким обоснованием не является.
Доводы ООО "Проектстандартстрой" и Минлесхоза о неправомерности выводов апелляционного суда в указанной части проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению как не основанные на нормах материального права и фактически направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кроме того, суд округа отклоняет доводы ООО "Проектстандартстрой" о подтверждении изложенной в его кассационной жалобе позиции выводами судов по делу N А33-18808/2016, так как в силу предмета судебной проверки по указанному делу (правомерность выделения части лесного участка из лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Дивное место", и возможность совместного лесопользования арендаторами двух предоставленных в аренду лесных участков) установленные судами обстоятельства не имеют значения для рассмотрения настоящего дела.
Не нашел подтверждения и довод ООО "Проектстандартстрой" о незаконном допуске прокурора к участию в деле, поскольку, как установил апелляционный суд и следует из соответствующего ходатайства заместителя прокурора Красноярского края, вступление прокурора в дело было обусловлено защитой интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, суд кассационной инстанции полагает, что отсутствие на спорных лесных участках линейных объектов, как объектов капитального строительства, о чем указывали в кассационных жалобах заявители, по смыслу изложенных положений статьи 45 ЛК РФ препятствует передаче данных лесных участков в аренду ООО "Проектстандартстрой" без проведения торгов для испрашиваемых целей, включающих в себя реконструкцию и эксплуатацию линейных объектов.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационных жалоб не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2018 года по делу N А33-6315/2017 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.