город Иркутск |
|
03 августа 2017 г. |
Дело N А19-15890/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Лачиновой О.И. (доверенность от 28.12.2016 N юр-401),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2016 года по делу N А19-15890/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС, антимонопольный орган) от 22.08.2016 N 567 в части:
1. признания обоснованной жалобы общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" на действия заказчика (организатора закупки) - ОАО "ИЭСК", закупочной комиссии филиала ОАО "ИЭСК" "Центральные электрические сети" при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение N 31603876415) в связи с неразмещением итогового протокола закупки в единой информационной системе в сфере закупок, нарушением порядка проведения процедуры переторжки, приведшего к нарушению установленного закупочной документацией порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки;
2. признания ОАО "ИЭСК" нарушившим:
- подпункт 4.14.4 документации по открытому запросу предложений на право заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на оказание услуг (закупка N 316036876415), пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в связи с проведением закупочной комиссией процедуры переторжки в отсутствие предварительной оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклонённых заявок на участие в закупке; в отсутствие доведения результатов такой предварительной оценки до сведения участников закупки;
- подпункты 4.14.2, 4.14.3 и 4.14.6 документации, подпункт 8.8.2.3 Положения о закупке, пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) в связи с недоведением до сведения участников закупки, в частности, общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" в открытой форме или закрытом режиме, решения закупочной комиссии о проведении переторжки, порядке ее проведения (в том числе форме приглашения к участию, форме предоставления улучшенных предложений из числа, предусмотренных Документацией о закупке (очная, очно-заочная), времени предоставления таких предложений, форме и объеме предоставления участникам закупки результатов предварительной оценки заявок) и неприглашением участника закупки - общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" к участию в переторжке;
- подпункт 4.15.4 документации о закупке, пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи с отсутствием в итоговом протоколе от 2 августа 2016 года, составленном по результатам закупки сведений о принятии закупочной комиссией решения о переторжке, предварительном расчете рейтинга;
- подпункты 4.13.8, 4.14.7 и 4.14.9 документации о закупке, часть 6 статьи 3 Закона о закупках в связи с несоблюдением требований, установленных в документации о закупке к порядку проведения переторжки и осуществлением оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, которые не указаны в документации о закупке, а именно: расчет закупочной комиссией, рейтинга, присужденного заявке общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" по критерию "цена договора" на основании цены договора, доказательства, предложения которой, и размере такого предложения заказчиком не представлены;
- пункты 1 и 2 части 1 статьи 3, часть 12 статьи 4 Закона о закупках в связи с неразмещением итогового протокола от 2 августа 2016 года, составленного в ходе закупки (извещение N 31603876415), в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания, в части приложения N 1 к указанному протоколу;
- пункт 27 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352, часть 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", часть 1 статьи 2 Закона о закупках в связи с сокращением законодательно установленного десятидневного срока на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен, путем заключения 08.08.2016 договоров возмездного оказания услуг NN 21-24 на 4 рабочий день после подведения (опубликования) итогов закупки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СтройКом".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "ИЭСК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Закона о закупках, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие нарушения требований Закона о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания (ОАО "ИЭСК"), утвержденного решением Совета директоров от 10.12.2014 (протокол N 2(46)) (далее - Положение о закупке), документации о закупке, поскольку результаты рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников закупки доведены закупочной комиссией до всех участников, присутствующих на заседании закупочной комиссии 26.07.2016 (пункт 15 Информационной карты закупочной документации), в том числе до ООО "СтройКом"; информация о дате, времени и месте проведения переторжки, порядок ее проведения также доведена до всех участников закупки в закупочной документации по открытому запросу предложений; представитель ООО "СтройКом" принимал участие в переторжке по телефону и озвучил условия своего улучшенного предложения; Положением о закупке не предусмотрено, что протокол должен содержать Приложение N 1 "Таблица оценки и сопоставления заявок участников закупки по критериям" и не предусмотрена обязанность закупочной комиссии размещать его в ЕИС.
В отзывах на кассационную жалобу Иркутское УФАС России и ООО "СтройКом" считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Иркутское УФАС России ООО "Стройком" своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ОАО "ИЭСК" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также указала на нарушение антимонопольным органом части 10 статьи 3 Закона о закупках ввиду отсутствия у него полномочий на рассмотрение жалобы.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 13 июля 2017 года до 20 июля 2017 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 июля 2017 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы ОАО "ИЭСК" отложено на 03 августа 2017 года на 14 часов 40 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей. Представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 12.07.2016 ОАО "ИЭСК" на официальном сайте для размещения заказов (http://zakupki.gov.ru) разместило извещение N 31603876415 о проведении закупки способом открытого запроса предложений на право заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по обследованию строительных конструкций (4 лота), а также документацию о закупке. Срок представления документации по открытому запросу предложений установлен с 17.07.2016 по 22.07.2016. Дата окончания подачи заявок - 22.07.2016. Дата и время рассмотрения заявок - 22.07.2016 в 16:00. Дата и время подведения итогов - 27.07.2016 в 13:00.
До окончания срока подачи заявок на участие в закупке было подано 5 заявок на участие в закупке по лотам N N 1-4: ООО "Профи-Град", ООО "СтройКом", ООО "Группа промышленных исследований СибПроектСтальКонструкция", ООО "Сибпроектконструкция" и ООО "Бюро технических экспертиз".
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 02.08.2016 по итогам оценки и сопоставления заявок (окончательных предложений участников) комиссией принято решение о признании закупки состоявшейся и о признании победителями: по лотам N N 1, 2 и 4 - ООО "Сибпроектконструкция", по лоту N 3 - ООО "Группа промышленных исследований СибПроектСтальКонструкция".
По результатам закупки заказчиком 08.08.2016 заключены договоры возмездного оказания услуг N N 21, 22, 23 (по лотам NN 1, 2 и 4) с ООО "Сибпроектконструкция" и N 24 с ООО "Группа промышленных исследований СибПроектСтальКонструкция" (по лоту N 3).
В связи с неразмещением протокола вскрытия заявок, нарушением порядка оценки заявок участников закупки по показателю "квалификация участников" (в связи с отсутствием в итоговом протоколе закупки информации в отношении документов, представленных участниками закупки по показателю "Квалификация участников", информации об оценке заявок участников по каждому критерию, что препятствует самостоятельной оценке участниками закупки заявок и сопоставлению их с заявками других участников), нарушением порядка проведения переторжки (отсутствие протокола рассмотрения с ранжированием заявок, уведомления о времени и порядке проведения процедуры переторжки) ООО "СтройКом" обратилось в Иркутское УФАС с жалобой на действия заказчика - ОАО "ИЭСК", закупочной комиссии филиала ОАО "ИЭСК" "Центральные электрические сети" при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение N 31603876415).
Решением Иркутского УФАС России от 22.08.2016 N 567 жалоба ООО "СтройКом" на действия ОАО "ИЭСК", закупочной комиссии филиала ОАО "ИЭСК" "Центральные электрические сети" при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение N 31603876415) признана обоснованной в связи с неразмещением итогового протокола закупки в единой информационной системе в сфере закупок, нарушением порядка проведения процедуры переторжки, приведшего к нарушению установленного закупочной документацией порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки (пункт 1). ОАО "ИЭСК" признано нарушившим:
- подпункт 4.14.4 Документации, подпункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи с проведением закупочной комиссией процедуры переторжки в отсутствие предварительной оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклонённых заявок на участие в закупке; в отсутствие доведения результатов такой предварительной оценки до сведения участников закупки;
- подпункты 4.14.2., 4.14.3., 4.14.6 Документации, подпункт 8.8.2.3 Положения о закупке, пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи с недоведением до сведений участников закупки, в частности, ООО "СтройКом" в открытой форме или закрытом режиме, решения закупочной комиссией о проведении переторжки, порядке ее проведения (в том числе форме приглашения к участию, форме предоставления улучшенных предложений из числа, предусмотренных Документацией о закупке (очная, очно-заочная), времени предоставления таких предложений, форме и объеме предоставления участникам закупки результатов предварительной оценки заявок) и не приглашением участника закупки - ООО "СтройКом" к участию в переторжке;
- подпункт 4.15.4 Документации, пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с отсутствием в итоговом протоколе от 02.08.2016, составленном по результатам закупки сведений о принятии закупочной комиссией решения о переторжке, предварительном расчете рейтинга;
- подпункт 4.13.8., 4.14.7., 4.14.9 Документации, части 6 статьи 3 Закона о закупках в связи с несоблюдением требований, установленных в документации о закупке к порядку проведения переторжки и осуществлением оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, которые не указаны в документации о закупке, а именно: расчет закупочной комиссией, рейтинга, присужденного заявке ООО "СтройКом" по критерию "цена договора" на основании цены договора, доказательства, предложения которой, и размере такого предложения заказчиком не представлены;
- пункты 1, 2 части 1 статьи 3, части 12 статьи 4 Закона о закупках в связи с неразмещением итогового протокола от 02.08.2016 г., составленного в ходе закупки (N извещения 31603876415), в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания, в части приложения N 1 к указанному протоколу;
- пункт 27 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 (далее - Положение N 1352), части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), часть 1 статьи 2 Закона о закупках в связи с сокращением законодательно установленного десятидневного срока на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен, путем заключения 08.08.2016 договоров возмездного оказания услуг NN 21 - 24 на 4 рабочий день после подведения (опубликования) итогов закупки (пункт 2).
ОАО "ИЭСК", полагая, что названное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое решение антимонопольного органа не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о закупках).
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Данная правовая позиция изложена в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в жалобе ООО "СтройКом" на действия заказчика (организатора закупки), среди прочего, указывалось на неразмещение итогового протокола закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках к информации о закупке, подлежащей размещению в единой информационной системе, отнесены, в том числе протоколы. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12).
Следовательно, суд апелляционной инстанции правильно признал, что у антимонопольного органа имелись основания для принятия и рассмотрения жалобы ООО "СтройКом" на основании пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках в части доводов заявителя о неразмещении протокола закупки.
Положением о закупке установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе закупочной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами закупочной комиссии. Протокол должен содержать сведения об участниках закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника закупки к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует участник закупки, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника закупки, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации. Указанный протокол размещается заказчиком на официальном сайте не позднее, чем через три дня со дня подписания такого протокола (пункт 8.1.5.3.). Закупочная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров. Протокол составляется в одном экземпляре для Заказчика, подписывается всеми присутствующими членами закупочной комиссии и размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола (пункт 8.1.6.7.).
В соответствии с пунктом 4.15.4 Документации по открытому запросу предложений результаты рассмотрения и оценки на участие в запросе предложений оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех Участниках запроса предложений, подавших заявки, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений решении о присвоении заявкам на участие в запросе предложений порядковых номеров. Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии и размещается Заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня с момента подписания такого протокола.
Судами установлено и не оспаривается заявителем жалобы, что приложение N 1 к протоколу от 02.08.2016 "Таблица оценки и сопоставления заявок участников закупки по критериям" на 4 листах, в котором отражены результаты расчета итоговых рейтингов заявок участников по 4 лотам с указанием значений предложений участников по каждому из критериев оценки и присвоенных баллов по каждому из критериев, не было доведено до сведения участников закупки путем размещения в единой информационной системе.
Принимая во внимание установленные в статье 1 Закона о закупках цели регулирования названного Закона, закрепленный в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона принцип информационной открытости закупки в системной взаимосвязи с положениями статьи 4 Закона, устанавливающей обязанность организаторов торгов обеспечивать доступ потенциальных участников ко всем документам, связанным с проводимой закупкой, по результатам анализа и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе Положения о закупках, Документации по открытому запросу предложений, суды правильно признали, что приложение N 1 к протоколу, содержащее результаты расчета итоговых рейтингов заявок участников по 4 лотам с указанием значений предложений участников по каждому из критериев оценки и присвоенных баллов по каждому из критериев, является неотъемлемой частью итогового протокола закупки от 02.08.2016, поэтому названное приложение должно было быть размещено в единой информационной системе вместе с протоколом. Неразмещение итогового протокола в полном объеме (вместе с Приложением N 1) суды расценили как нарушение частей 5, 12 статьи 4 Закона о закупках, а также принципов прозрачности закупки, равноправия (равноправного соперничества хозяйствующих субъектов при участии в закупке), что противоречит целям Закона о закупках.
Таким образом, обоснованным является вывод судов о доказанности антимонопольным органом нарушения обществом пунктов 1, 2 статьи 3, частей 5, 12 статьи 4 Закона о закупках в связи с неразмещением итогового протокола от 02.08.2016, составленного в ходе закупки, в единой информационной системе в части приложения N 1 к указанному протоколу.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о законности решения антимонопольного органа в части признания ОАО "ИЭСК" нарушившим требования пунктов 4.14.4., 4.14.2., 4.14.3., 4.14.6., 4.15.4., 4.13.8., 4.14.7., 4.14.9 документации по открытому запросу предложений, пункта 8.8.2.3 Положения о закупке, части 1 статьи 2, пункта 1 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 27 Положения N 1352, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в связи с нарушением порядка проведения процедуры переторжки, приведшего к нарушению установленного закупочной документацией порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, а также в связи с заключением договора до истечения срока на обжалование действий заказчика, сделаны судами без учета требований части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Как было указано выше, данной нормой предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган, и положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы. Правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствовали полномочия при рассмотрении жалобы ООО "СтройКом", поданной в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, устанавливать в действиях заказчика иные нарушения, не включенные в исчерпывающий перечень, определенный частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в указанной части подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с неправильном применении норм материального права, с принятием в этой части нового решения в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса. В части отказа в удовлетворении требований общества о признании незаконным решения Иркутского УФАС России от 22.08.2016 N 567 в части признания обоснованной жалобы ООО "СтройКом" на действия заказчика (организатора закупки) - ОАО "ИЭСК", закупочной комиссии филиала ОАО "ИЭСК" "Центральные электрические сети" при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение N 31603876415) в связи с неразмещением итогового протокола закупки в единой информационной системе в сфере закупок, судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 201, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2016 года по делу N А19-15890/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22.08.2016 N 567 в части признания обоснованной жалобы ООО "СтройКом" на действия ОАО "ИЭСК", закупочной комиссии филиала ОАО "ИЭСК" "Центральные электрические сети" при организации и проведении закупки способом открытого запроса предложений (извещение N 31603876415) в связи с нарушением порядка проведения процедуры переторжки, приведшего к нарушению установленного закупочной документацией порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки; признания ОАО "ИЭСК" нарушившим:
- подпункт 4.14.4 документации по открытому запросу предложений на право заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на оказание услуг (закупка N 316036876415), пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в связи с проведением закупочной комиссией процедуры переторжки в отсутствие предварительной оценки, сравнения и предварительного ранжирования не отклонённых заявок на участие в закупке; в отсутствие доведения результатов такой предварительной оценки до сведения участников закупки;
- подпункты 4.14.2, 4.14.3 и 4.14.6 Документации, подпункт 8.8.2.3 Положения о закупке, пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в связи с недоведением до сведения участников закупки, в частности, общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" в открытой форме или закрытом режиме, решения закупочной комиссией о проведении переторжки, порядке ее проведения (в том числе форме приглашения к участию, форме предоставления улучшенных предложений из числа, предусмотренных Документацией о закупке (очная, очно-заочная), времени предоставления таких предложений, форме и объеме предоставления участникам закупки результатов предварительной оценки заявок) и не приглашением участника закупки - общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" к участию в переторжке;
- подпункт 4.15.4 документации о закупке, пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках в связи с отсутствием в итоговом протоколе от 2 августа 2016 года, составленном по результатам закупки сведений о принятии закупочной комиссией решения о переторжке, предварительном расчете рейтинга;
- подпункты 4.13.8, 4.14.7 и 4.14.9 документации о закупке, часть 6 статьи 3 Закона о закупках в связи с несоблюдением требований, установленных в документации о закупке к порядку проведения переторжки и осуществлением оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в порядке, которые не указаны в документации о закупке, а именно: расчет закупочной комиссией, рейтинга, присужденного заявке общества с ограниченной ответственностью "СтройКом" по критерию "цена договора" на основании цены договора, доказательства, предложения которой, и размере такого предложения заказчиком не представлены;
- пункт 27 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352, часть 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в связи с сокращением законодательно установленного десятидневного срока на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган, до истечения которого договор не может быть заключен, путем заключения 08.08.2016 договоров возмездного оказания услуг NN 21-24 на 4 рабочий день после подведения (опубликования) итогов закупки.
В указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Иркутская электросетевая компания" требований. Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22.08.2016 N 567 в вышеназванной части.
В остальной части решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2016 года по делу N А19-15890/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.