город Иркутск |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А58-2784/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Курца Н.А., Ламанского В.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Якутскэнерго" Бурнашевой С.В. (доверенность от 23.08.2022, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2023 года по делу N А58-2784/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнергия" (ОГРН 1181447006069, ИНН 1435332211, г. Якутск, далее - АО "Теплоэнергия", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, г. Якутск, далее - ПАО "Якутскэнерго", ответчик) об обязании заключить договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2023 года (в редакции определения об исправления опечатки от 13 сентября 2023 года), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года, на ответчика возложена обязанность заключить договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя на условиях, указанных в решении суда.
ПАО "Якутскэнерго" в кассационной жалобе просит вынесенные по делу решение и постановление отменить в части принятия в редакции истца пункта 6.3., третьего предложения пункта 3.22., пункта 7.4. договора, приложения N 5 к договору, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Доводы ответчика сводятся к тому, что объем услуг необходимо определять по величине заявленной нагрузки, без последующего перерасчета на величину фактически переданного объема тепловой энергии, поскольку для истца на 2022 и 2023 годы установлены двухставочные тарифы на услуги по передаче тепловой энергии. По мнению ответчика, принятие пункта 6.3 договора в редакции истца приведет к неисполнимости решения суда и неопределенности в отношении объема оказанных услуг.
АО "Теплоэнергия" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01 февраля 2024 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 12 часов 15 минут 29 февраля 2024 года.
В судебном заседании 29.02.2024 представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержала.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Теплоэнергия" (далее также - ТСО) является собственником тепловых сетей и осуществляет транспортировку тепловой энергии для потребителей ПАО "Якутскэнерго", являющегося теплоснабжающей организацией (далее также - ЕТО).
Уклонение ответчика от заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
На стадии кассационного рассмотрения дела разногласия сторон сводятся к определению объема оказанных услуг в отсутствие приборов учета.
Суды первой и апелляционной инстанций приняли пункт 6.3 договора в редакции АО "Теплоэнергия": "Расчет фактического количества передаваемой тепловой энергии производится на основании данных ведомостей об объемах реализации тепловой энергии, которые передаются ЕТО в адрес ТСО до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в соответствии с прилагаемыми формами (приложение N 5) по объему реализации потребителям ЕТО, в том числе по объему тепловой энергии поставленной для подпитки объектов ТСО на основании отдельно заключенного договора. В случае непредставления ЕТО к указанной дате сведений в адрес ТСО о реализованном объеме тепловой энергии всем потребителям по установленным в настоящем договоре формам, фактическое количество переданной тепловой энергии за расчетный период определяется исполнителем в соответствии с договорными величинами, согласованными сторонами в приложении N 1 с последующей корректировкой до фактического объема тепловой энергии, предоставленной по форме приложения N 5 настоящего договора".
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (пункт 56 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Перечень существенных условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии приведен в части 4 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ и в пункте 74 Правил N 808, к которым среди прочих относятся обязательства сторон по оборудованию точек приема и точек передачи приборами учета, соответствующими установленным требованиям, а также обязательства по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения указанных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя.
Возражения ответчика против принятой редакции пункта 6.3 договора сводятся к тому, что при двухставочном тарифе на услуги по передаче тепловой энергии расчеты за переданную тепловую энергию производятся исходя из суммарной договорной (заявленной) нагрузки всех потребителей сетевой организации, как фиксированная (установленная) рублевая (денежная) величина в один календарный месяц и не зависят от объема фактически переданной потребителям тепловой энергии. При этом в случае установления для истца одноставочного тарифа объем услуг должен определяться исходя из количества доставленной до потребителей тепловой энергии.
В силу пункта 14 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа по решению органа регулирования.
В отношении регулируемых организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, которые являются неотъемлемыми частями процесса снабжения тепловой энергией (мощностью) потребителей единой теплоснабжающей организации, органом регулирования рассчитывается и устанавливается вид тарифа (одноставочный или двухставочный), который выбран органом регулирования для единой теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 89 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при установлении двухставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ставка за тепловую энергию устанавливается равной нулю, а ставка за содержание мощности определяется как отношение необходимой валовой выручки от деятельности регулируемой организации по передаче тепловой энергии к суммарной договорной (заявленной) нагрузке потребителей услуг такой организации по передаче тепловой энергии (с учетом мощности, поддерживаемой для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей, приобретающих услуги по поддержанию резервной тепловой мощности).
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 данного Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов не противоречат положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок определения объема услуг по передаче тепловой энергии в отсутствие приборов учета коррелирует с видами установленных для сторон тарифов, которые могут изменяться применительно к каждому регулируемому периоду. Соответственно, исходя из вида тарифа (одноставочный или двухставочный) подлежит определению переданный объем тепловой энергии (по фактическому объему или по согласованной величине нагрузки). При этом в случае установки приборов учета объем услуг должен определяться исходя из данных таких приборов.
Ответчик в кассационной жалобе не конкретизировал, каким образом выводы судов первой и апелляционной инстанции в части принятой редакции пункта 6.3 договора препятствуют исполнению имеющихся у него обязанностей, в том числе по оплате стоимости оказанных услуг исходя из тарифного решения, либо ставят истца в преимущественное по сравнению с ответчиком положение.
При этом включение в договор положений, которые установлены императивными правовыми нормами, не требуется, поскольку такие нормы имеют непосредственное действие вне зависимости от воли сторон.
Доводы кассационной жалобы о том, что принятие пункта 6.3 договора в редакции истца приведет к неисполнимости решения суда и неопределенности в отношениях сторон по поводу определения объема оказанных услуг, не нашли своего подтверждения.
По существу кассационная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые объективно свидетельствовали бы о нарушении судами норм права, повлекшем принятие неправильных судебных актов.
С учетом пределов проверочной деятельности суда кассационной инстанции, определенных в части 3 статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа не установил оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июля 2023 года по делу N А58-2784/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Н.А. Курц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 89 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при установлении двухставочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ставка за тепловую энергию устанавливается равной нулю, а ставка за содержание мощности определяется как отношение необходимой валовой выручки от деятельности регулируемой организации по передаче тепловой энергии к суммарной договорной (заявленной) нагрузке потребителей услуг такой организации по передаче тепловой энергии (с учетом мощности, поддерживаемой для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей, приобретающих услуги по поддержанию резервной тепловой мощности).
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 данного Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов не противоречат положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 февраля 2024 г. N Ф02-6964/23 по делу N А58-2784/2022